сейчас:
26 Апреля 2024
06:19
Интервью со священником Петропавловского храма отцом Александром

19.01.2012

Прочтений: 712 Просмотров: 8623

Интервью со священником Петропавловского храма отцом Александром

Сегодня православный народ отмечает Крещение Господне. Январь вообще богат на православные праздники. И даже если мы не посещаем церковь, то Рождество всё равно отмечаем. И на Крещение приходим за святой водой. О том, насколько сегодня религиозное сознание занимает анжеросудженцев, - наш разговор со священником Петропавловского храма Александром Гомзяком.

- Отец Александр, расскажите сначала немного о своем храме. Давно ли вы являетесь его настоятелем?

- Я не являюсь настоятелем Петропавловского храма и никогда им не был. Я всегда был штатным священником. Настоятель же возглавляет штат, имеющийся в храме, руководит хозяйственной, богослужебной и административной работой в храме. А я всегда был только священником, с недавнего времени назначен исполняющим обязанности Благочинного Анжеро-Судженского округа, в состав которого входит Анжеро-Судженск, Тайга, посёлки Ижморский и Яя.

- Как священнику с какими проблемами вам приходится сталкиваться?

- Проблема номер один - это время, точнее, его отсутствие. Во-вторых, кадровая проблема. Мало помощников, волонтёров в просветительской и социальной деятельности Прихода. Думаю, немаловажен и тот факт, что город у нас непростой. Если вспомнить историю, то мы увидим, что именно с Анжеро-Судженска начались три революции в Кузбассе. Именно отсюда начинало подниматься восстание и распространяться на всю область. Минувшая революция характерна свержением не только существующего государственного строя, но и Церкви. Много церквей было закрыто, превращено в складские помещения. Например, в Лебедянке в храме долгое время было складское помещение. Теперь на этом месте стоит ларёк. Вот такие символические вещи происходят. Мы говорили с жителями села, просили обратиться к хозяевам торговой точки с просьбой переставить киоск в другое место, к примеру, через дорогу. Но все осталось по-прежнему. Хотя на этом месте несколько лет назад усилиями некоторых местных жителей был установлен поклонный крест.

Все эти проблемы сказываются на пастырской деятельности священнослужителя. Не только у нас, но повсеместно существует такое явление, как потребительское отношение к вере, не вера как выбор в жизни, выбор принципов жизни, а как какая-то искусственная часть жизни человека.

Например, человек внезапно заболел, и вместо того, чтобы начать вести здоровый образ жизни, чтобы пересмотреть некоторые вопросы (что и как он делает), вместо того, чтобы заглянуть в свою душу (а вдруг болезнь является прямым следствием греховной жизни?), ему легче либо обратиться к «бабкам», а это уже тяжкий грех, за который человека вразумляют епитимией, либо просто прийти в храм и поставить свечку. И такой человек думает: «Я тебе - свечку, а ты мне - здоровья». Это такое суеверное представление о вере. И с этим вот и многим другим священнику приходится сталкиваться.

- Отец Александр, с какими вопросами к вам приходят люди?

- Задают массу разных вопросов. А что вообще, как вы думаете, заставляет людей прийти в храм? Девяносто процентов вопросов продиктованы каким-либо несчастьем, тревогой, болезнью, наркоманией. Поэтому люди приходят в церковь чаще всего тогда, когда им плохо. И начинаются долгие беседы. Начинаешь «копаться» в человеке, выяснять, кто же виноват. В основном приходят женщины.

- Мужчины не хотят в себе «копаться»?

- Их, во-первых, гораздо меньше по статистике, чем женщин, и в основном они более занятые. Порою складывается впечатление, что для них вера - это нечто большее, нежели для женщин. Женщина сама по себе более эмоциональна, в то время когда мужчина более собран, более закрыт. Для него впустить в свой внутренний мир другого человека, пусть даже священника, гораздо труднее, чем женщине. Далеко не всякий мужчина решится прийти к священнику за советом. Тут имеет место совокупность причин, по которым делать этого им не хочется.

Вот представьте себе ситуацию: от женщины уходит муж, а ей уже 40 лет. Какие у неё перспективы в преодолении супружеского одиночества? В большинстве случаев никаких. А у мужа есть. Вот и вся разница. Поговорить приходят и с надеждой, и с желанием разобраться, были ли с её стороны допущены какие-то ошибки, по которым случилось так, а не иначе, или нет. Однако в большинстве своем почти все хотят просто утешения, внимания.

- А почему, по-вашему, приходят именно в церковь, а не к психологу?

- Потому что церковь имеет свой авторитет, который складывался веками. Это неоспоримый факт. Церкви больше доверяют. И такое явление наблюдается только в России и в странах СНГ. Народное доверие к православной церкви очень высоко. Тем более, то, что говорит церковь, основано на заповедях любви. Ну а как любви можно не доверять? А что касается психологов, то у них большая часть внимания ориентирована на земное существование человека. К примеру, как психолог может вернуть мотив к продолжению жизни, когда умер единственный любимый человек? Церковь же рассматривает человека как существо вечное, которое переживает опыт перехода (вследствие грехопадения) из временной жизни в вечность. Значит, и расставание с человеком носит временный характер, а в заупокойной молитве это вообще приобретает условный характер.

- А сами священники - это в какой-то степени психологи?

- Безусловно, у священника должны присутствовать навыки психолога. И если такие священники есть (а они есть, правда, их немного), то это талантливые люди, которые приносят много пользы. Почему? Потому что человек - существо трехсоставное: тело, душа и дух. Дух - это нечто такое, что воспаряет нашу человеческую личность к Богу. Нельзя её воспарить, если будет поражена душа. Поэтому священнику необходимо стремиться приобретать навыки психолога и психотерапевта. Вдруг у человека какое-то психическое заболевание, а священник будет по незнанию ситуации и причин рекомендовать нечто непосильное и ненужное в данной ситуации?

- Конечно, церковь - это не только стены. Расскажите о вашей общине. Каков средний возраст прихожан Петропавловского храма?

- Община у нас небольшая. Хотя многие думают, что наоборот, так как в городе проживают 80 тысяч человек. Что такое Приход? Это совокупность людей, которые регулярно участвуют в богослужении и Таинствах, во всех приходских делах. Таких людей около 50 человек, может, несколько больше. Какие они? Они разные, но, как правило, немолодые. Когда приходят молодые - это радость, это будущее Прихода. Но сейчас на Приходе мы видим больше людей среднего и старшего возраста.

- Вы, наверное, с самого детства знали, что станете священником? Или такое решение пришло позже?

- Нет, не знал. Когда я учился в семинарии, из 45 человек на нашем курсе всего 5 человек были из поповских семей, и я в том числе. Все остальные были из семей, как правило, неверующих людей. Я бы сказал даже больше: как раз из поповских семей меньше всего идут по этим стопам. Допустим, мои дети не видят меня в доме. Я ухожу - они еще спят, прихожу - они либо уже спят, либо собираются спать. Недаром священничество называется не работой, а служением, службой. Послали - и служишь, как военнослужащий: тут и своя форма, и своя атрибутика, и свой устав.

- Отец Александр, скажите, пожалуйста, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни Анжеро-Судженска и как оно влияет на различные стороны жизни города?

- Существует понятие «религиозность», которое отражает состояние сознания верующих. Религиозность - это степень влияния религии на отдельного человека и группы. В России исторически религиозность населения была высокой. Только в Москве до революции 1917 года было «сорок сороков» церквей, то есть 40 раз по 40! В советский период в результате гонений против религии и Церкви религиозность резко снизилась. Коммунистам и работникам умственного труда, а также молодёжи запрещалось быть верующими. Религиозность верующей части населения носила скрытый и размытый характер.

А что сегодня? Спросите себя, знакомых, любых других людей, довольны ли они жизнью, состоянием нравственности, преступности или просто обычной культурой общения. Ответ очевиден - нет. Какая религия понуждает общество так себя проявлять в жизни? Сегодня в центре внимания - деньги и удовольствия. И в центре, на месте Бога, личное - «я». Подавляющее количество людей, причисляющих себя к исповеданию православия, даже не знают имени Бога и при этом просто и самоуверенно заявляют: «Бог у меня в душе» - и на этом всё заканчивается. Такие люди нисколько не отличаются от людей неверующих. Такая у нас статистика. Из всех 60 процентов православных в нашей стране, по статистике, лишь 1 процент действительно пытаются соответствовать образу христианина.

- В последнее время много говорят о сектах и сектантстве. Скажите, есть ли в Анжеро-Судженске секты и как человеку распознать их?

- Сектантство распространяется там, где у большинства людей образовался духовный вакуум, и отсутствуют элементарные религиозные знания. Это можно сказать и о нашем городе.

Что нужно знать, чтобы не попасть в расставленный сектантами капкан? Во-первых, секты могут скрываться под самыми неожиданными вывесками, такими, например, как курсы по изучению Библии, благотворительные фонды, и даже под такими, как бесплатные курсы изучения английского языка. Другие излюбленные прикрытия - «экологические форумы», «школы общения», «психологические семинары» и тому подобные вещи. Во-вторых, любая добропорядочная организация вначале предоставляет полную информацию о себе и лишь после этого приглашает человека стать своим членом. Секты действуют прямо противоположным образом. Сектанты не любят рассказывать о том, какую, собственно, организацию они представляют. На вопросы об их вероисповедании следует уклончивый ответ: христиане. В-третьих, обходительность, вежливость, обаяние сектантов, радушие и восторг, которые они выказывают вам, есть не что иное, как радость в предчувствии новой добычи. В-четвертых, бойко сыплющие заученными на зубок отрывками из Библии сектанты, возможно, зададут вопросы, которые могут поставить в тупик, например, зачем же строить каменные храмы, если верить надо в душе? Не смущайтесь, если вы пока не знаете ответ. Ответы есть, но для сектантов главное - загнать вас в тупик, привести в сомнение. Обман же заключается в том, что вопросы, требующие основательного знания богословия и Священного Писания, задаются заведомо неискушенному человеку, можно сказать, ребенку в вопросах веры.

Для того чтобы научиться распознавать подделку, нужно хорошо знать оригинал. А это знание дает обычное религиозное образование.

- Хотелось бы услышать ответ на вопрос, который волнует многих молодых людей: через сколько лет после совместного проживания в браке лучше всего венчаться, или следует венчаться сразу?

- Постановка вопроса изначально неправильная. Это всё равно что спросить: после скольких лет блуда мы должны повенчаться? К браку нужно себя готовить. И люди думают, что они себя к этому приготовят в незаконном сожительстве. У нас сейчас не каждый парень готов взять в жены женщину, которая успела себя «раздать» другим. Это всё отражается в будущем - на здоровье ребенка, на его геномном фоне и на личных отношениях. И когда-то Господь говорил, что это блуд. Заповеди божьи - это путь к счастью человека. Поэтому в сожительстве - только зло и вред для обоих. Если честно спросить себя: что понуждает меня идти на этот шаг? - ответ будет таким: мы хотим сразу взрослой жизни, но так, чтобы не нести за это никакой ответственности. А этого просто быть не может.

- А как же данные официальной статистики о большом количестве разводов? Ведь пары, которые обвенчались, не могут развестись, я правильно понимаю?

- Отчасти правильно, а отчасти - изначально неправильно. Разводы как раз потому и происходят, что люди не готовились к браку, не относились к этому как к самому важному делу в своей жизни. Вот для большинства людей на планете Земля семья важна, и к этому делу нужно себя готовить. Есть свои правила, которые нельзя нарушать. Женщина, которая была верна одному человеку, лучше и глубже сможет его полюбить по-настоящему. Только тот, кто себя готовит к любви, её достигнет. Но это будет потом, спустя десять, пятнадцать, двадцать лет. Известный в Москве отец Дмитрий Смирнов говорил, что любовь в его семью пришла двадцать лет спустя. Именно Любовь с большой буквы, когда один и другой готовы, не сомневаясь, жизнь отдать друг за друга. А мы очень часто готовим себя только к тому, чтобы совместно прожить. А эта дорога длиной в целую жизнь. Не зря разводов в советское время было меньше, потому как люди тех времен были целомудреннее и ко многим вещам относились как к постыдному греху. Плюс государство обязывало людей законно регистрировать браки. И эта законность накладывала обязанности на каждого человека.

- Как вы относитесь к преподаванию основ православия в школе? Вы считаете, что это нужно детям?

- Я думаю, этот вопрос нужно задать учителям в школе, поскольку они знают, насколько изменились дети. А дети очень сильно изменились. И если мне задают вопрос: нужно ли им говорить о нравственности, нужно ли им говорить о том, что нужно готовиться к браку, чтобы не наделать в жизни тех ошибок, которые невозможно будет исправить? - то ответ очевиден: конечно, нужно. Но у меня есть огромные опасения относительно того, что в нашем городе могут и не найтись люди, которые смогут об этом правильно рассказать.

- Сейчас достаточно ясно слышны возгласы о некоей слишком тесной сцепке Церкви и государства. Что вы думаете по этому поводу?

- Ну а что должен думать человек, который видит священника и главу города на Дне города, стоящих вместе на трибуне? Когда на инаугурации главу города поздравляет священник? Последние 80 лет он священника там не видел, а тут увидел и с экрана телевизора и в других СМИ. Если Церковь и власть сегодня находят взаимно полезные точки соприкосновения, разве это плохо?

- Что вы пожелаете нашим читателям в праздник Крещения?

- Прежде всего, хочу пожелать осознанного поведения в праздник, ценить свое время, очень часто мы этого не делаем. В связи с этим, мы самое важное в своей жизни оставляем на потом. Самое главное в крепости нашего общества - это семья. И я желаю, чтобы в наступившем 2012 году люди распланировали свои дела так, чтобы раз в неделю, в воскресенье, они посвящали время самому главному - своей душе, взаимоотношениям, своим родным и близким. А также чтобы никакие обстоятельства в жизни не позволили усомниться в том, что это не по силам, что Бог его оставил.

Беседовала Е. Асташова ("РИО")

фото Н. Рисановой