сейчас:
24 Апреля 2024
06:57
«Мастера и Маргариту» показали анжерским зрителям

15.10.2012

Прочтений: 414 Просмотров: 11748

«Мастера и Маргариту» показали анжерским зрителям

13 октября в ДК «Центральный» снова выступали актёры Московского независимого театра, не так давно показавшие нам эротическо-сатирический комедийный спектакль «Декамерон». На этот раз столичные артисты привезли в Анжеро-Судженск трагикомическую пьесу по легендарно-парадоксальному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Две роли в постановке исполнил знаменитый ещё с советских времён латышский актёр Ивар Калныньш.
С самого первого моего знакомства с романом меня мучил вопрос: почему дьявол (в романе - Воланд) в этом произведении, в общем-то, положительный герой? Он вместе со своей хулиганской, но обаятельной свитой из бесов и демонов помогает талантливому, но затравленному в сталинско-советское время писателю создавать роман на... евангельскую тему. Воланд помогает благородной возлюбленной этого художника слова и всячески мстит их врагам и обидчикам: продажным критикам, лицемерным чиновникам, воинствующим атеистам. И, издеваясь над толпами обывателей, наказывает всяких «мутных типов» из кругов, как бы сейчас сказали, шоу-бизнеса - за разные грехи и пороки. Хотя наказывать людей за это должен Бог, а не «наоборот», даже если не представлять Господа на полном серьёзе как «дедушку на облаке», образ на иконе, а, например, считать Богом некую непостижимую сущность типа ноосферы, информационного поля Земли, Вселенской Совести и Разума, благородную и справедливую сверхъестественную Силу из параллельного мира или ещё как-нибудь. А дьявол? Даже если быть абсолютным атеистом-материалистом, понятно, что под дьяволом мы имеем ввиду всё средоточие зла, подлости, предательства, гнилого цинизма, лжи, лицемерия, вандализма, пошлости, воровства, глупости, патологии, абсурда, безумия, уродства, шантажа, подкупа, фальсификаций...
А у Булгакова Сатана - мудрый, справедливый и обаятельный, чуть ли не друг Иисуса (то есть Бога), жестокий лишь по отношению к мерзавцам и дуракам. Воланд в этой книге, экранизациях и постановках использует свою сверхъестественную силу не во зло, а... во благо. Верная возлюбленная главного героя Маргарита продаёт Воланду душу, как и её Мастер, и в качестве Чёрной королевы принимает гостей сатанинского бала, приветствуя всяких подонков (в российской киноэкранизации 1994-2011 перед ней преклоняются в числе прочих и Гитлер со Сталиным). Ответы на свои вопросы я не нашёл ни у университетских преподавателей (а билет про «Мастера и Маргариту» попадался мне на экзаменах), ни в разных трактовках в книгах и прессе. Зачем и почему Булгаков, сын профессора-богослова, врач, какое-то время имевший зависимость от морфия, написал это своё произведение, которое считал главным в жизни - именно так, а не иначе - непонятно. Роман приобрёл всемирную известность, выдержал массу изданий, экранизаций и театральных постановок, но вопросы эти остаются открытыми. В художественном плане книга и фильмы кажутся замечательными, хотя... разве этическая сторона не является одной из составляющих художественности?
Московский спектакль в этом плане ничего нового не прибавил. И на мои вопросы по волнующей меня теме актёры после сеанса отвечали всё теми же знакомыми штампами. То же сказал бы, видимо, и режиссёр. Эти вопросы почему-то не принято задавать, обо всём этом не принято задумываться. А надо бы. Я не встречал людей, потянувшихся после прочтения «евангельских» страниц книги Булгакова к лучшим сторонам христианской веры (некоторые вообще их пропускали при чтении), зато встречал разных «интересных типов», которые оправдывали цитатами из романа (и его предтечи - «Фауста» Гёте) свои подлости. Ещё в советское время в Москве задолго до «гОтов» появилось движение «булгаковцев», поклонявшихся совсем не Иешуа, а Воланду и его нечисти.
Спектакль «Мастер и Маргарита» антрепризного (то есть сборно-контрактного по составу) Московского независимого театра, если верить Интернету, уже подвергали критике за излишнюю, коммерческую лёгкость и комедийность, его обзывали даже «водевилем». Я бы не был так категоричен, хотя в этой постановке заняты почти те же актёры, что и в комедийно-скабрезном «Декамероне», только в качестве звезды здесь играет Ивар Калныньш. Трагическо-драматические эпизоды в постановке тоже есть, но они даются актёрам явно труднее, чем комедийно-сатирическая искромётная эксцентрика. Наиболее адекватна в драматических сценах и монологах уже третий раз выступающая в Анжерке красавица Наталья Гончарова (Маргарита). Великолепного Владимира Филатова, так блиставшего в «Декамероне» в ролях всевозможных прохвостов и волокит, а здесь исполняющего роли и Мастера, и Иешуа Га-Ноцри (то есть Иисуса Христа собственной персоной), постоянно тянет как раз в эксцентрику. И если образ Мастера таким принять, в принципе, ещё можно - могут такие яркие творческие люди, истинные таланты быть этакими холериками с перепадами настроения, то филатовский Иешуа часто неубедителен. Похоже, что режиссёр не объяснил актёру, кого он играет. А играет он сына Бога - если не в буквальном смысле, то в символическом.
Почти у всех актёров в этом спектакле по нескольку ролей. Здорово во всех образах смотрятся: толстяк Сергей Миляев (Кот Бегемот, критик Латунский и ещё пара ролей), Денис Ярыгин («исправившийся» поэт Иван Бездомный, Азазелло), сексуальная Елена Суркова (Гелла, секретарша). Но всё это опять же комедийные роли. Эти трое, наверное, вообще лучше всех справились со своими задачами. Но Воланд в исполнении никому не известного, лишённого какой-либо харизмы и сравнительно молодого Анатолия Дробязко вообще никакой. Может быть и слава Богу? Ранее в этой антрепризе дьявола играл действительно «демонический» Виктор Авилов, а я, читая роман, представлял Нодара Мгелоблишвили (граф Калиостро в «Формуле любви», Барон в одноимённом сериале).
А что же любимец советских женщин Ивар Калныньш (более молодые зрители могут помнить его по главной роли в детективном сериале «Дронго»)? Пожалуй, роль Понтия Пилата ему более-менее удалась. Тут и лёгкий прибалтийский акцент пришёлся весьма кстати: Пилат ведь римлянин, а не русский. Уже пожилой, усталый на вид Калныньш как Пилат достаточно убедителен, хотя по-прибалтийски холоден. А в этой постановке логично было бы увидеть Калныньша и в роли Воланда, но звёздный латышский актёр играет здесь, кроме Пилата, Коровьева-Фагота - одного из «шестёрок» дьявола. И это ему, конечно, совершенно не подходит. Благо, роль эта совсем маленькая, и в ней многие зрители Ивара, натянувшего кепку на глаза, поначалу совсем не узнали. Актёры после спектакля сказали, что у Воланда гораздо больше текста, и латышу Калныньшу эта роль бы не далась именно поэтому.
Короче, спектакль, как и роман с экранизациями, вызвал смешанные чувства. Может быть, пьеса «Мастер и Маргарита» в конечном счёте о том, что, если мы отрицательно относимся, например, к существующей власти, это не повод бездумно и безоглядно «продавать душу» её наиболее рьяным противникам? А если мы имеем претензии к конкретным служителям церкви и каким-то сторонам её деятельности, это разве повод отказываться от святынь, уважению к вере предков и присоединяться к любителям поглумиться? Я не знаю, о чём думал Булгаков, но хорошо бы нам почаще думать и действовать самостоятельно.

Г. Глинский ("РИО")
фото Э. Пискунова

все фотографии