сейчас:
25 Апреля 2024
02:36
Интервью с и.о. начальника СИЗО №4 Александром Ивановичем Зверевым

31.10.2013

Прочтений: 749 Просмотров: 16821

Интервью с и.о. начальника СИЗО №4 Александром Ивановичем Зверевым

31 октября работники СИЗО и тюрем отмечают свой профессиональный праздник. В Анжеро-Судженске существует одно специализированное учреждение, работники которого могут смело называть этот праздник своим. Это СИЗО №4. О работе следственного изолятора нам рассказал исполняющий обязанности начальника Александр Иванович Зверев.
- Александр Иванович, расскажите, как давно вы работаете в этой системе.

- Сюда я пришел работать в июне 1996 года младшим инспектором отдела охраны. Через четыре года я стал начальником отряда, и год проработал в этой должности. Еще год я работал в оперативном отделе, из которого меня перевели старшим оперуполномоченным УСБ (управления собственной безопасности) при главном управлении в Кемерово. В 2010 году был назначен на должность заместителя по режиму и оперативной работе, и по сей день я работаю в этой должности. В настоящее время исполняю обязанности начальника учреждения.
- Вы 17 лет отработали в этой системе. Какие проблемы в системе исполнения наказаний существуют сегодня?

- Три года назад у нас началось реформирование системы. Существует концепция развития системы до 2020 года, где и прописаны все этапы реформирования. В рамках этого документа у нас произошло сокращение численности сотрудников. Всего по Кемеровской области было сокращено 600 аттестованных сотрудников за прошлые годы, и в этом году еще 1200 сотрудников попали под сокращение. Естественно, не миновала эта участь и некоторых наших сотрудников, было сокращено 15 должностей. С этого года у нас в системе была значительно увеличена заработанная плата, но при этом за счет сокращения штата нагрузка на сотрудников увеличилась. На сегодняшний день приема на службу у нас нет, хотя вакансии имеются. Это связано как раз с реформированием. Когда всё будет закончено, мы начнем принимать на службу.
- Как обстоят дела с техническим оснащением в СИЗО?
- В этом году мы оборудовали видеокамерами шестой режимный корпус. В каждой камере там теперь ведется видеонаблюдение. «Картинку» с камер видит оператор, который и фиксирует нарушения режима содержания. На сегодняшний день камерами у нас оборудованы два корпуса – первый и шестой. Кроме этого, в каждом режимном корпусе, которых у нас восемь, в коридорах установлены видеокамеры. Это сделано для обеспечения безопасности сотрудников, к тому же мы следим и за качеством несения службы нашими сотрудниками.
- Александр Иванович, сколько человек на сегодняшний день содержится в СИЗО?
- У нас в учреждении существует лимит наполнения – 652 спальных места. А на сегодня содержится около 630 человек. К выходным дням, когда к нам привозят арестованных с ИВС (изолятор временного содержания) Анжеро-Судженска, Яи, Ижморского, Тайги, Юрги, Белова и Яшкино, людей становится больше.
- Напрямую к вам заключенные решаются обращаться со своими проблемами, и есть ли у них такая возможность?
- Да, есть. Заключенные могут написать заявление любому из сотрудников, существует график приема по личным вопросам. Если же пишут мне, то я вызываю этого заключенного на беседу.
- На что они жалуются чаще всего?
- Большая часть жалоб касается состояния здоровья. Дело в том, что многие лица, которые ранее употребляли наркотики и спиртные напитки, испытывают трудности со здоровьем. У нас в учреждении имеется своя медицинская часть, в которой оказывается вся необходимая медицинская помощь. И если заключенным нужна помощь узких специалистов, мы их возим либо в городскую больницу, либо в исправительную колонию №5, где есть своя больница.
- Совершение каких преступлений превалирует у ваших подследственных?
- Что касается женщин, то большинство из них осуждено за распространение наркотиков или убийство. Мужчины осуждены в большинстве своем также за распространение наркотиков, разбои, грабежи, кражи и убийства. Хочу сказать, что по сравнению с прошлыми годами количество спецконтингента по тяжким статьям увеличилось, особенно по убийствам.
- Существуют нормы по площади на каждого заключенного в камере, они соблюдаются?
- Норма площади – четыре квадратных метра на одного подследственного. А для подследственных, у которых выявлен туберкулез, - пять квадратных метров. У нас все эти нормы соблюдаются.
- Улучшаются ли условия содержания подследственных?
- Условия изменились в лучшую сторону. Во всех корпусах у нас был сделан ремонт. Связано это было с тем, что ранее на данной территории находилась колония особого режима, но в 2005 году появились СИЗО №4 и КП №31. А условия содержания у колонии особого режима и следственного изолятора отличаются. Поэтому и была произведена реконструкция помещений.
- Как часто изымаете запрещенные предметы в СИЗО, что из запрещенных предметов передают родственники в передачах? Можете ли вспомнить самый необычный предмет, который пытались передать?
- В этом году мы четыре раза изымали наркотические средства в передачах и посылках, в общей сложности весом более 4 граммов (героин). Сотовых телефонов было изъято 18 штук, из них 16 - при доставке, и 2 телефона мы изъяли из камер. В передачах и посылках родственники пытаются передавать телефоны, наркотики, сим-карты. Самым необычным случаем было, когда мама пыталась передать сыну в банках со сгущенным молоком части сотового телефона. У нас есть собаки, которые ищут наркотики и сотовые телефоны в посылках и передачах. Когда собака подала сигнал, посылку вскрыли. Сначала ничего запрещенного там не обнаружили. Проверили всё, осталось лишь шесть банок сгущенки. Когда мы их вскрыли, обнаружили в полиэтиленовых пакетиках части сотовых телефонов. Также мы находили два сотовых телефона в банках из-под тушенки.
- А родственникам за подобные деяния предусмотрено какое-то наказание?
- Мы проводим сбор материалов по таким фактам, опрашиваем лицо, которому предназначалась посылка, и направляем материал в полицию. Собрав все доказательства, материал передается в суд, который и назначает административное наказание. К сожалению, другой возможности наказывать граждан, совершающих такие правонарушения, нет.
- Известны случаи, когда сами сотрудники за деньги проносили в тюрьмы запрещенные предметы. Вы с этим сталкиваетесь?
- К сожалению. Такой горький опыт у нас был в прошлом году. Наш бывший сотрудник за определенную сумму денег намеревался пронести сотовый телефон, в котором находились наркотические средства. Про наркотики он не знал, думал, что несет просто телефон. Была проведена служебная проверка, материалы были направлены по подследственности, данный сотрудник был уволен. В этом году подобных случаев у нас не было. Я считаю, это связано с тем, что сотрудникам была увеличена заработная плата, а также с тем что проводятся профилактические мероприятия антикоррупционной направленности.
- Часто ли приходится усмирять заключенных, и применяют ли сотрудники при этом спецсредства?
- Бывают случаи, когда подследственный оказывает сопротивление законным действиям сотрудников. В этом году было два подобных случая - подследственные препятствовали обыску, и оба раза сотрудники СИЗО применяли физическую силу. Однако обошлось без спецсредств.
- Бывали ли случаи побега из СИЗО?
- В 2010 году в следственном изоляторе подследственный Жуков разобрал кирпичную кладку под оконной решеткой и преодолел охранные сооружения. Мы его задержали через несколько дней в одном из городов Кузбасса - в котором он проживал до момента заключения под стражу. После этого было наказано порядка 40 сотрудников, а Жукову был добавлен срок.
- Сколько сегодня сотрудников работает в СИЗО?
- Около 230 человек. Самые большие по численности сотрудников отделы – отдел режима и отдел охраны.
- Скоро День работников СИЗО и тюрем. Пожелайте что-нибудь своим подчиненным.
- В первую очередь здоровья, благополучия в семьях, ну, и, конечно, терпенья.
Е. Асташова ("РИО")
фото Э. Тухватулина