сейчас:
29 Марта 2024
14:58
В Анжеро-Судженске женщина разводит павлинов и страусов

03.04.2015

Прочтений: 613 Просмотров: 11566

В Анжеро-Судженске женщина разводит павлинов и страусов

Чего в нашей родной Анжерке только нет! Чего ни вспомни, ничего нет (работы, например, или нормальной зарплаты)... То есть, я хочу сказать, что, наоборот, всё есть. Любую диковинку, любую экзотику можно найти, если хорошо искать!
Особенно район Куйбышева удивителен. Не зря ж его в народе называют Кубой! Недавно мы писали о местном дедушке, который, откушав мухоморов и хлебнув настоя из волчьих ягод и потоптавшись босиком на битом стекле, ходит среди зимы гулять по морозу голышом, в одних трусах. И ведь местные жители воспринимают это как должное. Типа эка невидаль! У нас вон страусы тут по улице гуляют, что ж мы «моржу» удивляться будем?
...Смех-таки смехом, дорогие сограждане, а страусы, хоть и не огромные африканские, а более низкорослые австралийские, эму, в районе Куйбышева и правда жили. В течение целых шести лет. Есть многочисленные свидетели. И, если по-честному, нельзя сказать, чтобы они не вызывали интереса у населения. И «кубинцы», и другие анжерцы, дети прежде всего, приходили на них посмотреть, их сфотографировать, и приезжие заглядывали. Хотя держали хозяева своих страусов, как и других диковинных пернатых да зверей, не для платной демонстрации и некоей «показухи», а просто для души, из любви к животным, в том числе к вот таким экзотическим. И ныне в этом анжерском частном дворе живёт много птиц и зверюшек, среди которых есть красавец-павлин и элегантные шоколадно-золотистые козы африканской нубийской породы, напоминающие антилоп.
От техники к природе
Здесь многие годы держит всевозможную и зачастую весьма необычную для наших краёв живность ветеран труда Любовь Ивановна Сницерева. Всю жизнь её работа была связана с техникой, практические все её профессии являются в большей степени мужскими. Она была шофёром на такси, маршрутных автобусах и грузовых автомобилях, на «скорой помощи» являлась водителем и фельдшером одновременно, учила людей вождению в ДОСААФе, а ещё работала на «Анжерской» шахте машинистом подъёма.
А вот в частной жизни Любовь Ивановна, по контрасту, является горячей поклонницей живой природы, любительницей подолгу гулять в лесу, который здесь рядом. С самой юности наша героиня всегда занималась домашним животноводством, выращивала цветы, овощи и ягоду, в том числе на мичуринском. И в этом её всегда поддерживал верный и умелый супруг, бывший шахтовый мастер-взрывник, который, помимо мужской работы по дому, мог приготовить обед, сам пёк хлеб.
Кого только из домашних животных Сницеревы не держали! Коров, овец и свиней, кроликов и песцов, хонориков и нутрий, индюков и фазанов, цесарок и перепёлок... Куры, утки и гуси были у них просто в порядке вещей. Однако и они, как правило, являлись представителями всевозможных необыкновенных пород, изначально выведенных в разных далёких краях и странах. Куры у Любови Ивановны, например, были в разное время шелковые японские, полтавские, московские, обычных размеров и карликовые. Ещё она держала очень красивых мускусных уточек, «уроженцев» Латинской Америки, индийские бегунов (это тоже утки), забавно перебегающих с места на место, вытягиваясь вверх, «в струнку». Украшением подворья были фазаны, золотистые и ушастые охотничьи, и, конечно, настоящие павлины! Гордостью Любови Ивановны, безусловно, являлись и австралийские страусы эму!
Драмы птичьей жизни
Страусов, как и павлинов, Любовь Сницерева покупала на Алтае и в Новосибирской области. Цена одного страуса была тридцать тысяч рублей. Первый раз решилась на это, когда была вынуждена продать корову. Привезла пару разнополых птенцов эму. Когда они подросли, самочка стала нести яйца. Хозяйка делилась ими, как и другими продуктами своего подворья, с семьями сына и внука, угощала гостей и соседей. Одно разбитое страусиное яйцо занимает всю сковородку, в процессе жарки пышно поднимается, как на дрожжах, обладает нежным вкусом.
- Страусы эму очень преданны человеку-хозяину, - говорит Любовь Ивановна. - Они ко мне очень привязались, ходили за мной следом везде. Что интересно, я в огороде ходила между грядками, и они тоже никогда не наступали куда не надо. Умные птицы. Они так же, как и павлины, гуляли у меня по всему двору, им это необходимо, а иногда выходили и на улицу, доходили до шоссе. Слава Богу, тогда с ними ничего не случилось. А как красиво они танцевали парой в брачный период! Соседи по району, просто прохожие, люди на машинах останавливались и любовались этим дуэтом!
Но с первой парой случилась беда. Самочку нечаянно напугала перепёлка, и страусиха сломала ногу, ветеринары оказались бессильны, пришлось её забить. Самец Шурик остался один. Любовь Ивановна снова купила на Алтае новую парочку, но самцы дрались из-за самки.
Павлины у Любови Ивановны тоже жили парами. И двое нелепо погибли из-за человеческой - детской! - жестокости. Пришла однажды гурьба детишек посмотреть на красивых птичек, хозяйка никогда не была против этого. Но пенсионерка не усмотрела, на минутку зашла со двора в дом. Кто-то из детей оказался бездушным хулиганом - стал кидать камнями. И, увы, попал.
Сейчас у Любови Сницеревой вместе с рыжими кучинскими и серо-пёстрыми курами живёт один павлин. Забавно, что куры садятся на длинный сложенный хвост павлина, принимая его за пучок травы. При этом интересно, что петухи живут с павлином в полном мире. Но иногда у него случаются конфликты с хозяйским псом. К счастью, собака умная, обычно птиц она опекает, они скорее играют, настоящей драки не происходит.
- Плохо то, что раньше не было никакой литературы по содержанию многих экзотических животных. Теперь я связываюсь с другими любителями и организациями по Интернету и читаю что-то по вопросам содержания. И понимаю, что иногда я что-то делала неправильно. Но когда два месяца назад умер мой муж, мне пришлось продать трёх страусов, распродать многих других животных. Одной, да ещё в моём возрасте, содержать их трудно. Я ведь мечтала купить верблюжонка, искала в других регионах, ездила, смотрела. Но пришлось отказаться от этой мечты.
Вопрос нубийских коз
Кроме павлина ныне главной заботой Любови Ивановны являются три нубийских козы - трёхлетняя мама и две её дочки, которым по девять месяцев. Это красивые и подвижные, неугомонные животные. Они действительно похожи на антилоп, ведь и родом этот вид из Африки. Нубия - это северный Судан и юг Египта, в Сети её иногда путают с южноафриканской Намибией. У этих коз прекрасное молоко, лучше, чем у простых наших, лучше коровьего. Одна нубийская коза может давать его до шести литров в день. Нас с фотокорреспондентом хозяйка тоже угостила этим молоком.
- Совсем без живности я уже не смогу, - говорит Любовь Ивановна. - Теперь ищу павлину новую паву-самочку. Именно в брачных играх павлин раскрывает свой знаменитый живописный хвост!

Г. Глинский ("РИО")
фото Э. Пискунова

все фотографии