сейчас:
26 Апреля 2024
19:12
Как и где живут мигранты в Анжеро-Судженске

14.06.2017

Прочтений: 698 Просмотров: 9747

Как и где живут мигранты в Анжеро-Судженске

Одной из проблем больших городов, особенно густонаселенных, таких как Москва или Санкт-Петербург, остается вопрос засилья мигрантов. Нас же, живущих далеко от столицы, казалось бы, этот вопрос интересует мало. Однако, как показывает статистика, в этом году в городе уже проживают более 300 граждан других стран.
Вопросами въезда, выезда и проживания иностранных граждан в Анжеро-Судженске занимается отдел по вопросам миграции отдела МВД по Анжеро-Судженскому городскому округу. Еще недавно этот отдел существовал как самостоятельная служба, но ныне подразделение находится в ведении полиции.
Рассказывая о своей работе с иностранцами, полицейские оперируют цифрами. Однако нам было интересно посмотреть, как сегодня живут мигранты в Анжеро-Судженске, поэтому мы отправились в рейд со стражами порядка. Сопровождает нас старший инспектор отдела по вопросам миграции Василий Васильевич Бельчегешев и, хотя сам он с иностранцами работает не так давно – около года, рассказывает об их жизни со знанием дела:
- Существуют «места притяжения» для мигрантов, например рынки, другие места торговли, предприятия, на которых используется иностранная рабочая сила, - поясняет нам в машине Василий Васильевич.
На работу - разрешение
В одно из таких мест и едем мы. Это территория так называемого «Тульского рынка». Сегодня здесь находится три предприятия, которые используют иностранную рабочую силу. Это не только сам рынок, где торгуют китайцы, но и деревообрабатывающее предприятие, а также предприятие по утилизации аккумуляторов.
Цель сегодняшнего визита – проверить документы у иностранных граждан. У каждого гражданина, приезжающего в Россию на заработки, должны быть справка о медицинском осмотре, разрешение на работу или патент. И если мигранты из стран, входящих в Евразийский экономический союз (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия), могут работать в России на основе трудового договора, то все остальные должны получить патент или разрешение на работу. Причем сам мигрант должен будет ежемесячно отчислять плату за патент. Делать отчисления можно как ежемесячно, так и впрок - заплатив сразу за несколько месяцев или за год вперед. Срок действия патента - год, но если мигрант исправно платит за него, его действие могут продлить еще на год. А вот просрочка платежа может привести к аннулированию патента. А значит, труд гастарбайтера станет незаконным.
Китайцы уехали
Первым местом проверки стал Тульский рынок, и, хотя его еще называют китайским, граждан Китая на момент визита оказалось всего двое. Торгуют здесь в основном русские продавцы. И у всех иностранцев с документами, оказывается, всё в порядке, да и русский язык они знают неплохо. В основном, те, кто уже давно «осел» в России, называют себя именами на русский манер – Миша или Маша вместо труднопроизносимых китайских имен. Живут они здесь же, неподалеку – в общежитии. О том, что здесь проживают граждане Поднебесной, говорят различные иероглифы на дверях общежития.
В самом же общежитии на момент нашего визита никого не оказалось: все разъехались на каникулы, а те, кто остался, работали. Вообще, как рассказали нам стражи порядка, китайцы трудолюбивы – они работают без выходных. Да и приезжают в Россию исключительно на заработки.
На деревообрабатывающем предприятии нам подтвердили, что все иностранные граждане уехали на каникулы на родину, а работают сейчас только русские.
Русский язык - за 8 месяцев
А вот в последней нашей точке нашего маршрута – предприятии по переработке аккумуляторов - работают одни иностранцы. Первым нам «попался» гражданин Узбекистана, который на просьбу предъявить документы лишь разводит руками и говорит на иностранном.
- Паспорт. Покажи паспорт! – пытается объясниться с ним Василий Васильевич.
И, видимо, поняв, что страж порядка не уйдет, мигрант достает телефон и произносит фразу в «google – переводчике», которая тут же произносится на русском – «Я вас не понимаю».
Благодаря цифровым технологиям стражам порядка удается немного поговорить с иностранцем. К тому же спустя некоторое время ему на помощь приходят и другие мигранты. Один из них неплохо говорит по-русски. Выяснилось, что он вот уже 8 месяцев живет в России.
- Где научились так хорошо говорить на русском? - интересуюсь я.
- С русским водителем разговаривал и в магазин «Мария-Ра» ходил, - отвечает он.
- И всё? Может раньше учили?- не веря, снова задаю вопрос я.
- Нет, раньше русский совсем не знал, - отвечает мигрант.
Позже выяснилось, что иногда он играет в футбол «с русскими» на стадионе, расположенном неподалеку.
«За этих отвечаю»
Стражи порядка же продолжали проводить опрос «местного населения»:
- Где документы? - спрашивает старший инспектор.
Иностранец отвечает же что-то невпопад.
- На Родину будем отправлять, - продолжает полицейский.
- Так нельзя, - тут же «вспоминая» русский, говорит мигрант.
Спустя какое то время к месту приезжает «главный» мигрант. Он привозит какие-то документы и, показывая пальцами на нескольких работников, говорит:
- Вот за этих отвечаю.
Но помимо слов ответственности инспектор, конечно же, требует документы. В итоге, взяв те, что имеются, страж порядка с «главным» мигрантом отправляется проверять работников по базе мигрантов, в которой можно посмотреть, выдан ли им патент на работу и где они зарегистрированы.
В итоге выясняется, что один из жителей южной республики не встал вовремя на миграционный учет. По закону на это иностранцу отводится 7 дней, теперь же ему придется оплатить административный штраф.
Такие выездные проверки сотрудники миграционной полиции проводят регулярно – проверяют, проживает ли иностранец по зарегистрированному адресу, если ли у него патент на работу и вовремя ли он встал на миграционный учет. И с начала нынешнего года было выявлено более 40 случаев нарушения закона, причем восьми мигрантам суд назначил принудительное выдворение из страны.
Е. Асташова
фото Е. Замашанской

все фотографии