сейчас:
29 Марта 2024
22:01
Учителю физики из Анжеро-Судженска – 80 лет

11.08.2017

Прочтений: 979 Просмотров: 10298

Учителю физики из Анжеро-Судженска – 80 лет

«А что останется после меня детям? Вот ведь что главное», - эта фраза, сказанная учителем физики школы №3 Василием Ивановичем Ильиным в канун своего 80-летия, вполне может быть девизом его долгой и, надеемся, счастливой жизни в школе. И поскольку эта учительская жизнь продолжается, то и не будем подводить юбилейных итогов - рано. Просто расскажем об учителе.
Мне всегда было интересно, что чувствуют люди, попадая в Анжеро-Судженск впервые. Испытывают ли они любопытство, или сразу постигает их разочарование от увиденного вокруг? Если честно, то все мы, горожане, понимаем, что особо не впечатляем приезжих местными красотами. Провинциальный город внешне не выдающийся, богат совсем другим – людьми. Возможно, не обладающими в большинстве своём чрезмерными амбициями, зато уникальными, глубокими и талантливыми. Таким считаю и нашего героя. В 1963 году Василий Ильин приехал в Анжеро-Судженск из Борисоглебска, где проходил обучение в пединституте – на физмате.
- Я не увидел тогда города. Было темно, к тому же шёл проливной дождь. Я позвонил по телефону начальнику гороно. Мне было сказано прийти утром – к началу рабочего дня. Но со мной были жена и дочь, тогда сделал звонок напрямую руководителю города - Вячеславу Степановичу Крылову. Вопрос с ночлегом быстро решился, а потом и квартиру сняли. Стал работать в школе №29. Но к тому времени вуз я пока не закончил, это произошло немного позже. За плечами была армия и три институтских курса. Это у жены было высшее образование – она математик.
О своих первых школьных выпусках Василий Иванович вспоминает с особой теплотой. Говорит, что многие из ребят учились не очень, зато все стали людьми. С выпускниками 29-ой школы встречается до сих пор. Нет, не просто встречается, они помогают по жизни. Отвезут, если нужно, в областной центр или ещё куда, с работами на садовом участке подсобят. Пенсионеры, но дружные до сих пор.
Однако педагогический талант в Ильине, очевидно, в руководстве подметили сразу. 33 процента поступления выпускников в вузы – этот показатель был даже выше, чем тогда в одиннадцатой. В чём причина таких успехов? Сам Василий Иванович говорит, что настоящий учитель должен быть не просто теоретиком, детям нужна практика. Нельзя доходчиво объяснять на пальцах. Нужны опыты, оборудование, эксперименты. Но ведь всё это делают и многие другие учителя, а успехов добиваются, увы, не все.
Слушая спокойный и уверенный голос опытного педагога, мне показалось, что я знаю, в чём кроется его секрет. Василий Иванович чувствует того, с кем разговаривает каким-то особым учительским чутьём. Ему не безразличен человек, сидящий напротив, сидящий за школьной партой. Учитель и ученик становятся в какой-то момент друзьями, партнерами. У них появляются общие цели и совместно же определяются методы их достижения.
Господи! Мне вообще педагогика всегда казалось сложной, но чересчур шаблонной наукой. Делай так, и ты добьёшься цели. И у талантливого учителя есть шаблоны, но они действуют, потому что уникальны и построены на синтезе полученных педагогических знаний и бесценных душевных качеств. Учить и воспитывать. А что главнее? Мне думается, несмотря на то, что Ильин - физик от бога, умеющий объяснить сложные физические процессы просто и доходчиво, для него всегда главнее было воспитывать. Ну, или можно сказать по-другому – учить быть человеком.
Самым непростым этапом своей педагогической деятельности Василий Иванович считает руководство интернатом; было непросто. Хотя и помогали в советскую бытность городские предприятия всем, чем могли, но была это помощь материальной. А воспитанникам хотелось дать много больше – заботы и тепла. С ребятами тогда часто ездили на спортивные соревнования, ходили в походы, обустраивали и перестраивали пришедшие в упадок интернатовские корпуса. Были в этот период у учителя и неудачи, и даже потери. И обо всём этом Ильин помнит, и сожалеет, и радуется за успехи тех, кто, преодолев трудности судьбы и жизненные обстоятельства, стали хорошими людьми.
- А как же выдающиеся ученики?
- Конечно, они есть, - отвечает на вопрос учитель. – Вот, например, Голдаев Сергей Васильевич в настоящее время является доктором наук, трудится в томском «политехе». А Петерс Димитр Петрович работает специалистом на заводе «Volkswagen» в Германии. Да и сейчас ребята есть талантливые. Участники олимпиад, перспективные.
- Способных к физике больше среди мальчиков или девочек?
- Девочки дюже старательные, – и Василий Иванович начинает вспоминать об ученице, которая лабораторные опыты проделывала лучше мальчиков.
Ильин, вопреки представлению о нём многих родителей как о первоклассном специалисте, способном, прежде всего, подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, в беседе о главном в жизни всё же больше говорит не об экзаменационных испытаниях и непосредственно предмете, а о самих учениках. А ещё о людях, которые помогали ему на нелёгком пути становления учителя, педагога. Их он называет не иначе как «умнейший» или, например, «первая величина в городе по физике». И это отношение к окружающим его людям – взрослым и детям - радует, веет от человека настоящей учительской российской традицией. И хочется верить, что эта традиция, несмотря ни на что, неискоренима в школе.
- А что будет дальше в школе?
- В школе будет астрономия. С нового учебного года, возможно, буду вести курс астрономии. И, кстати, у меня есть телескоп…
О. Климова
фото автора и из архива В.И. Ильина

все фотографии