сейчас:
26 Апреля 2024
06:03
Зачем в Анжеро-Судженске провели шорский праздник

30.03.2018

Прочтений: 494 Просмотров: 7671

Зачем в Анжеро-Судженске провели шорский праздник

 

На берегу озера Победа близ базы отдыха «Олимпиец» в присутствии и при участии зрителей обряд камлания в честь шорского праздника Чил Пажи провёл наш местный шаман.
В апреле прошлого года наша газета уже писала о том, что в Анжеро-Судженске есть свой шаман, русский человек средних лет Артём Унжаков, являющийся серьёзным приверженцем древних языческих верований аборигенов Сибири. Тогда Хоорен Адыг Кам (Шаман Бурый Медведь), так по-тюркски зовут этого необычного человека, кроме прочего, рассказал нам, как он в 2017 году участвовал в шорском празднике Чил Пажи в горном южнокузбасском посёлке Шерегеш. Такое действо всегда посвящается весеннему равноденствию и наступлению 21 марта нового года, согласно древнему календарю западносибирских тюрков. Само название «Чил Пажи» («Чыл Пажы») переводится на русский как «Голова года».
В этот раз Артём решил отметить Чил Пажи здесь, у себя на родине. Он пригласил своих знакомых, преподавателей и учащихся художественной школы №12, где учится его дочь Карина, дал объявление в Интернете. В итоге на Победу в воскресный полдень приехало около 40-50 человек. Вслед за шаманом все прошли вдоль берега озера чуть дальше от «Олимпийца», ближе к лесопосадкам. Туда, где деревья стоят сравнительно недалеко от заледеневшего озера.
- Практически все тюркские народы Западной Сибири издревле отмечали этот сакральный праздник, и ныне он у них весьма уважаем, - рассказал собравшимся Артём Андреевич. – Его можно отмечать, проводя только обрядовую часть Чил Пажи, что мы с вами сегодня и сделаем. А зачастую в местах компактного проживания сибирских аборигенов проводится более широкое торжество. С фольклорными песенными и танцевальными выступлениями, всевозможными народными соревнованиями и состязаниями, как у нас на Масленицу или на Сабантуе.
Далее Артём объяснил значения своих последующих ритуальных действий, рассказал о том, что символизируют элементы его шаманского облачения и другие атрибуты камлания (шаманского ритуала). Шаманский костюм называется «хамтон». Перья на шапке означают Верхний мир духов, нашитые на халате «змеи» – Нижний мир (загробный), а верёвочные косички на облачении – аналог лент «чалама», о которых мы скажем ниже.
Унжаков заранее разложил два кострища из дров, ориентируя их по сторонам Света – по оси Востока и Запада. Один костёр называется белым, а другой - чёрным. Сам ритуал Артём начал с того, что окурил дымом от зажжённого артыша (горного можжевельника) окружающее место и всех собравшихся, проведя таким образом обряд духовного очищения.
А затем ритуальный порядок был такой. Всем желающим раздали разноцветные ленты «чалама». Сначала все бросали чёрные ленты в чёрный костёр, таким образом избавляясь от всего прошлогоднего негатива, освобождаясь от всех бед и неприятностей в наступившем году. Затем сам шаман проводил угощение добрых духов через сжигание в белом костре всевозможных яств и сладостей, принесённых гостями и им самим, и брызгая на этот же костер молоком и водкой.
И тут началась кульминация всего действа – шаманское камлание. В своём ритуальном облачении, закрыв себе глаза частью головного убора, шаман начал плясать вокруг белого костра, монотонно, но достаточно экспрессивно играя на бубне и приближаясь к отрешённому трансовому состоянию, завораживая такой ритмикой и плясками всех остальных.
Потом Артём снял головной убор и играл не менее гипнотическую музыку на язычковом инструменте, который называется варганом (он же хомус). И в финале этой кульминации шаман, как и гости, сыпал в костёр рис и произносил благопожелания стране, нации, родному краю, землякам-горожанам, своей семье и самому себе.
Завершился праздник тем, что почти все участники привязали к верёвочке, натянутой между берёзами, свои разноцветные ленточки. Синий их цвет символизирует небо и добрые пожелания мира и радостей всему большому – стране и народу, жёлтый или красный – это солнце и «моление» за своих близких и друзей, а белый означает чистые помыслы.
Можно по-разному относиться и к такой вере, и к таким её обрядам, но именно эти добрые помыслы и есть, наверное, самое главное в этом необычном для нас празднике.

И. Шевченко (РИО)
фото Э. Пискунова



 

все фотографии