
30.08.2014 |
Владимир Раздаев: футболист, шахтёр, арбитр
1 сентября будет отмечать свой семидесятилетний юбилей мастер спорта Владимир Александрович Раздаев - живая легенда анжерского и кузбасского футбола XX века, всесоюзно и всероссийски известный игрок-форвард и арбитр, авторитетный специалист, много лет возглавлявший областную футбольную федерацию, а до этого, кроме прочего, - шахтёр знаменитой кемеровской бригады Героя Социалистического труда Анатолия Ракитянского.
Болельщики с большим «стажем» ещё помнят, что до того, как взошла звезда младшего брата нашего юбиляра Виталия Раздаева - непревзойдённого рекордсмена Советского Союза по забитым голам и проведённым матчам в чемпионатах СССР - самым ярким кумиром футбольных болельщиков Анжеро-Судженска и всего Кузбасса и лучшим голеадором нашего края был именно Владимир Александрович. А потом он вместе с братом составил один из самых уникальных в стране бомбардирских тандемов главной в советское время команды всей Сибири и Дальнего Востока, чемпиона РСФСР - кемеровского «Кузбасса». Поиграл Владимир и в элитной тогда ворошиловградской (луганской) «Заре», ставшей чуть позже чемпионом СССР. Закончив выступать в качестве игрока, Владимир Александрович, работая в шахте, стал и высококлассным футбольным арбитром. Незадолго до юбилея корреспондент «РИО» встретился со знаменитым земляком, дружелюбным и демократичным человеком, у него в гостях в Кемерове и подробно побеседовал с ним.
Шахтёрская жилка
Владимир с братом - из шахтёрской семьи, фактически из династии. Но их родители были из крестьян яйских сёл Ишим и Поповичи. После начала активной коллективизации и индустриализации в 1932 году отец Раздаевых (1910 г. р.) устроился на шахту 9/15 («Анжерскую»), и он с супругой переехал в наш город. Александр Раздаев работал посадчиком лавы, горнорабочим, горным мастером. Был знатным ударником. Потом и самый старший его сын Анатолий стал проходчиком. И многие их родственники были шахтёрами. А детей у Раздаевых в семье было четверо: кроме Анатолия и Владимира с Виталием это ещё сестра Галина, по мужу Ефимова. Галина Александровна в молодости стала бронзовой призёркой чемпионата России по легкоатлетическому бегу на 400 метров. А её сыновья - известные в разное время в Анжерке и области футболисты, Александр Ефимов и сейчас возглавляет команду «Сибиряк». Получается уже спортивная династия.
- Вот эта рабоче-крестьянская генетика, наверное, повлияла на наше физическое развитие. Мы росли крепкими парнями, хотя специально атлетизмом не занимались, - рассуждает Владимир Александрович. - А футбол в детстве был главным нашим развлечением, чего-то другого было мало. Практически весь день мы проводили на улице, очень много играли именно в футбол, хотя я и в школе учился хорошо, всё успевал. А нашим первым тренером был Михаил Склюев, молодой игрок взрослой команды машзавода. За детские команды этого предприятия мы и стали играть. Потом я выступал за горный техникум.
Начало
Владимира пригласил в кемеровский «Химик» старший тренер этой команды Валентин Яковлевич Тугарин. Юношеская сборная Анжеро-Судженска в 1962 году обыграла всех в области - и юношескую команду самого «Химика», и Новокузнецк, и Прокопьевск. И юный Володя там ярко блеснул, забил много голов. Тогда Тугарин осенью приехал за нашим героем прямо на шахту, где Владимир проходил практику. Весной 1963-го анжерский самородок дебютировал в «Химике». Вскоре Тугарина сменил Вениамин Ушаков, а играющим тренером стал форвард Виктор Егоров, вернувшийся из одесского «Черноморца». Он поверил в одарённого анжерца и стал заниматься с ним индивидуально, обучал своим фирменным финтам. Позже Егоров сам возглавил «Химик», через пару лет переименованный в «Кузбасс».
-У меня получилось проявить себя буквально с первых матчей, - вспоминает юбиляр. - Мы сыграли на сборах 0:0 с ветеранами Москвы, на воротах у которых стоял легендарный динамовец Алексей Хомич. После матча он зашёл к нам в раздевалку и похвалил меня, благословил, можно сказать. Потом уже в чемпионате страны я забил два гола в Иркутске и один гол в Ангарске. Влился в дружный коллектив. Привёз с собой свою юную тогда жену, с которой живу уже 51 год. А зимой 1964-го брат Виталий просто приехал ко мне в гости и стал иногда «самовольно» участвовать в тренировочных играх. Там его заметил тренер и тоже пригласил в «Химик». Я же вскоре стал лучшим бомбардиром команды, а в 1967 году, когда она уже называлась «Кузбассом», - её капитаном.
«Заря» над Луганском
Владимир играл за олимпийскую сборную России в матче с олимпийской же сборной Мексики в Волгограде, были там и другие матчи. После них его и стали приглашать в Ворошиловград, как в советское время назывался украинский Луганск. «Зарю» тогда возглавлял сам Константин Бесков, позже известный как тренер столичного «Спартака» и сборной СССР. Старшему Раздаеву предложили прекрасные условия. И он, конечно, согласился. «Кузбасс» в тот год, увы, не блистал. И весь сезон 1968 года наш герой играл за «Зарю».
- Там я тоже быстро освоился в основном составе, проявил себя как форвард, - рассказал Раздаев. - В матче с московским «Динамо» я дважды попал в штангу ворот, которые защищал великий Лев Яшин. А в следующей игре я забил гол донецкому «Шахтёру», и мы победили - 2:0! Хотя всего я забил за «Зарю» в итоге четыре гола, но в их числе - один из наиболее памятных мне голов: в ворота киевского «Динамо». Мы уступали 0:1, а я сравнял счет, и мы свели матч к ничьей. Голкипером киевлян, которые в том году стали чемпионами страны, был игрок сборной СССР Евгений Рудаков. А «Заря» заняла 13-е место. Костяк «Зари», в которой я играл, через четыре года составил основу той команды, которая сенсационно стала чемпионом СССР. Луганск - хороший, красивый город, страшно и горько, что сейчас там идёт разрушительная война...
Возвращение в «Кузбасс»
- Во втором круге чемпионата я получил травму, меня перевели в дублирующий состав. Хотя я за сезон в итоге провёл 25 игр из 32-ух. Но был молодой, горячий, обиделся, захандрил. К тому же Бесков тогда уже ушёл из команды. А зимой, когда я был в Кемерове, меня стал активно агитировать вернуться на родину новый старший тренер «Кузбасса» Владимир Иванович Шувалов, зажёг меня, как и многих, своим энтузиазмом, патриотизмом. Он стал создавать новый сибирский «суперклуб», собирая по всему СССР ярких земляков. И других талантов. Тогда же и брат Виталий вернулся из звёздного ЦСКА уже в ранге молодого феномена-самородка, финалиста Кубка СССР.
Вскоре Виталий стал лидером атак «Кузбасса», вся игра нашей команды стала строиться на его выдающихся бомбардирских качествах. А я стал, можно сказать, одним из главных поставщиков голевых моментов для него и результативных передач, хотя и сам продолжал забивать...
И хотя в те годы братьев Раздаевых вместе и порознь постоянно приглашали известные клубы высшей и первой лиг, например столичное «Торпедо» и узбекский «Пахтакор», оба спортсмена оставались верны родному «Кузбассу». Результаты нашей команды росли, кемеровчане стали чемпионами РСФСР, закрепились в первой лиге, соперничали с грандами. В 1971 году Виталий стал лучшим бомбардиром сезона в лиге. А в 1974-ом «Кузбасс» занял седьмое место в первой лиге, на тот момент это было высшее достижение кемеровского клуба (позже он дважды поднялся на ступеньку вверх): выше кемеровчан в том году в советском футболе из нестоличных стояли только команды Ростова и Куйбышева-Самары.
Шахтёр и арбитр
Но именно в 1974-ом Владимиру Александровичу было уже тридцать лет. А в тот период в середине 70-х наметилась такая тенденция: стали считать игроков в возрасте за тридцать этакими «старичками», писали и говорили, что надо давать дорогу молодым, стали акцентировать внимание на неудачах «ветеранов». И старший Раздаев решил завершить карьеру футболиста. За одиннадцатилетнюю карьеру игрока он во второй лиге забил 32 мяча, а в первой - 20 голов.
Год Владимир Александрович поработал в облспорткомитете, а затем земляк-анжеросудженец Борис Язовский - председатель профкома кемеровской шахты «Северная» - позвал его работать в знатную бригаду Анатолия Ракитянского. И в этом замечательном коллективе наш нынешний юбиляр работал одиннадцать лет.
Тогда же, в 1974-ом, ему предложили попробовать себя в качестве арбитра. Раздаев начал судить сначала детско-юношеские соревнования и ездить на всесоюзные и всероссийские сборы и курсы. И вскоре стал боковым судьёй, потом получил республиканскую категорию, начал обслуживать матчи чемпионата СССР в первой лиге уже как главный судья. В 1978 году он вошёл в десятку лучших арбитров России. Всесоюзную категорию Владимиру Александровичу присвоили в 1984 году, но в высшей лиге он судил только как помощник - боковой арбитр. Всего в первой лиге главным арбитром Владимир Раздаев отсудил 78 игр, а в высшей лиге помощником - 45 матчей.
- Одним из самых памятных матчей, который я судил, наверное, для меня является игра Спартакиады народов СССР, когда в Киеве сборной Узбекистана противостояла сборная Латвии, - снова цитирую я своего собеседника. - Узбекистан фактически представляла ташкентская команда «Пахтакор». Через два дня она вся в полном составе разбилась на самолёте. Вот такая трагедия.
Как действующий судья я работал до 1992 года. С 1993 года я стал инспектором матчей первой лиги чемпионата России. А в августе 1991-го во время путча ГКЧП я как раз пересаживался в Москве с одного самолёта на другой, летел судить очередной матч. По играм в грузинском Ланчхути я, кстати, был знаком с родным братом известного политика, будущего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Его брат жил именно в Ланчхути и опекал местную команду первой и высшей советских лиг - «Гурию». А вообще, разных запоминающихся ситуаций на самих матчах и вокруг них было много, и об этом можно рассказывать отдельно.
Глава кузбасского футбола
Ещё будучи игроком, Владимир Раздаев заочно окончил спортфак Кемеровского пединститута (ныне это КемГУ), а не Омский институт физкультуры, как указывают многие источники, в том числе краткая статья о нашем герое на Интернет-сайте Википедия. И когда в 1986-ом Владимир ушёл с шахты, но продолжал судить, то работал вторым тренером кемеровского «Динамо», выступавшего тогда в чемпионате регионального центра и области. В этой команде играл и его племянник Сергей Ефимов, которого болельщики Анжеро-Судженска помнят по выступлениям за городские команды в чемпионатах Кузбасса. Сергей Геннадьевич стал горным инженером в Новокузнецке, многие годы работал там в шахте. Футболом занимался и сын Владимира Раздаева Александр, но в итоге он тоже стал инженером, железнодорожником.
- В 1991 году мы стали создавать областную федерацию футбола в её современном статусе, как полноценную общественную организацию, - говорит Раздаев-старший. - На учредительной конференции меня выбрали её председателем, каковым я являлся до 2006 года. Мы провели большую работу. Только число детско-юношеских клубов в области выросло за это время до 98-ми. Тогда увеличилось и количество кузбасских команд мастеров. Кроме «Кузбасса» это были «Заря» из Ленинска-Кузнецкого, пять лет игравшая в первой российской лиге и повторившая высшее достижение советского «Кузбасса» (шестое место), клубы Новокузнецка и Прокопьевска, а также упомянутое кемеровское «Динамо», тоже в 90-е выступавшее во второй лиге первенства РФ...
Но, к сожалению, уже тогда прежний высокий статус самого «Кузбасса» лидерам областной федерации футбола сохранить не удалось: в городе и области была сделана ставка на хоккей с мячом... Ныне Владимир Раздаев является членом Совета областной федерации футбола и возглавляет её судейско-инспекторский комитет. Нередко и сам он по-прежнему инспектирует матчи чемпионата области. В том числе игры анжерского «Сибиряка». Тогда Владимир Александрович снова приезжает в город своего детства и юности, где его, как и раньше, уважают, помнят, любят и ждут. Где когда-то, давным-давно, на «деревянной» улочке Заводской, возле девятой школы, за терриконом шахты 9/15, всё и начиналось.
Г. Глинский ("РИО")
фото автора