сейчас:
26 Апреля 2024
02:45
Анжерский полицейский рассказывал о службе на границе

09.06.2017

Прочтений: 672 Просмотров: 10102

Анжерский полицейский рассказывал о службе на границе

В конце мая отмечали свой профессиональный праздник российские военные пограничники. 28 мая 1918 года была создана Пограничная охрана – будущие войска - совсем тогда ещё молодой Советской республики. Сегодня мы расскажем читателям о нашем земляке, который служил на границе не только срочную службу, но и охранял рубежи России в кавказской командировке как офицер МВД.
Остров Кунашир – с языка аборигенов-айнов его название переводится как «Чёрный остров» - самый населённый, самый южный и крайний в Курильском архипелаге. Через пролив от него - уже Япония. Именно на Кунашире в советских пограничных войсках и проходил в 1986-88 годах двухгодичную срочную службу Алексей Александрович Николаев. Тогда – рядовой и сержант, ныне – старший лейтенант полиции, инспектор ГИБДД.
- Родители мои работали на железной дороге, здесь, в Анжерке, - говорит Николаев. - Но многие предки из мужчин были военными. Двоюродный дед, например, прошел всю Великую Отечественную именно как пограничник.
Алексей родился (в 1968-ом) и вырос на улице Софьи Перовской, окончил все десять классов школы №3. Учился средне, но занимался спортом - вольной борьбой. После школы, в 1985 году, он пошёл учиться в ПТУ на водителя категории «ВС». Но полгода до армии Николаев работал на швейной фабрике «Искра» грузчиком. В вооружённые силы его призвали в ноябре 1986-го.
Первая застава и островная «учебка»
Со сборного областного призывного пункта в Кемерове Алексея и других анжерцев вместе с другими кузбассовцами на самолёте отправили на остров Сахалин. Сначала новобранцы попали на заставу Анива, а потом на корабле – сквозь шторм - из порта Корсаков они держали путь по морю на Кунашир.
- Попал я служить изначально в учебный центр в посёлке с «курортным» названием Горячий пляж, но мы там, мягко говоря, не загорали, - шутит Николаев. - Три месяца проходили весьма активную подготовку - курс молодого бойца (КМБ). После этого я попал служить на заставу Менделеева. Это тоже на Кунашире, только на другой его половине, за тремя действующими вулканами, которыми остров, вытянутый километров на 120, разделён надвое. На одной стороне климат примерно как у нас на севере Кузбасса, даже немного холодней, а на другой - наоборот. Там иногда уже в марте жара.
- На заставе Менделеева я прослужил ещё три месяца, - продолжает свой рассказ Алексей Александрович.- И меня направили в сержантскую школу. И я снова поехал в Горячий пляж, где полгода проходил подготовку именно в сержантской «учебке». Я вышел оттуда младшим сержантом уже на втором году службы, так получилось. Причём мы были первым выпуском, из которого не отправляли в Афганистан, мы все остались на острове… Это был 1987 год, начался вывод наших войск из Афгана.
Готовили будущих сержантов чрезвычайно интенсивно. Физическая подготовка была по-настоящему серьёзной. Самое лёгкое – это пробежать кросс на три километра в спортивной форме. А раз в неделю курсанты бегали кроссы – марш-броски - уже в полном боевом обмундировании.
- Два раза в неделю у нас обязательно проходили ночные стрельбы, - говорит полицейский. - Дневные были ещё чаще. Мы осваивали ведение огня со всех видов переносного оружия. Это АКМ, пулемёты Калашникова, ручные станковые пулемёты. Разумеется, мы постоянно упражнялись в метании гранат. Теоретическая и техническая подготовка тоже была на высоком уровне. Мы изучали станции РЛС, радары. Короче, стажировку проходили по всем направлениям. И у меня уже была гордость, что я служу в таких престижных войсках…
Начальник пирса
По окончании «учебки» Алексею, как и положено, было присвоено звание младшего сержанта. Сначала Николаев был командиром отделения в учебном центре того же Горячего пляжа, где определённый срок командовал молодыми солдатами. Но вскоре Алексея направили служить на показательную заставу в самом Южно-Курильске. Это была образцовая застава. Возможно, она и ныне является таковой.
- Личный состав там был воистину интернациональным, - уверенно утверждает Николаев. - Служил весь Союз – и по нациям, и по географической «прописке». Много было и кузбасских земляков. От каждого там зависит, может быть, жизнь его товарищей! Безопасность государственного рубежа! Поэтому какая бы то ни было «неуставщина» у нас там была исключена. В общем, на границе была настоящая дисциплина. Это же были войска КГБ, всё было очень строго. А ныне ПВ – в структуре ФСБ, и это единственные войска, которые полностью перешли на «контракт».
По должности в показательной части младший сержант, а затем «просто» сержант Николаев был начальником пирса. Он руководил досмотром и выпуском рыболовецких кораблей и других судов, в том числе гражданских пассажирских. Это были наши советские корабли, а иностранным там было ходить запрещено. Иногда иностранные граждане на кораблях могли находиться, но их не высаживали на берег.
Чтобы морскую границу не нарушали японские суда, прежде всего рыболовецкие, на этой заставе несли круглосуточную вахту специалисты по радарам. Когда сержант Николаев ходил дежурным по заставе, и это подразделение тоже находилось в его подчинении.
От Урала до Кавказа
Алексей демобилизовался в звании сержанта в декабре 1988 года. Шесть лет он отработал в шахте проходчиком, на «Физкультурнике», на 14-ом участке. Но потом началась так называемая реструктуризация, задержка зарплат. И в 1994 году герой нашего очерка пошёл работать в милицию, там на тот момент с зарплатой было всё нормально. Но вскоре, увы, в Анжеро-Судженске и в милиции начались трудные времена, поэтому Николаевы переехали на родину первой супруги Алексея - в южноуральский город Орск Оренбургской области.
В Анжерке Алексей Николаев с 1994-го работал в патрульно-постовой службе (ППС). И в Орске он сначала служил в таком же подразделении. Но потом перешёл во взвод оперативного реагирования (аналог ОМОНа), где дослужился до заместителя начальника этого взвода. Позже анжерца направили служить в дежурную часть. Однако после развода в 2008-ом Николаев вернулся в Анжеро-Судженск. Здесь он устроился в ГИБДД.
Но до этого, ещё будучи орским милиционером, на рубеже веков, Алексей Николаев дважды – в 1998-ом и 2000-м - побывал в северокавказских командировках. Первый раз его в составе оренбургского отряда отправили на границу Дагестана с «независимой» Чечнёй как раз 1 января, а домой наш земляк вернулся в марте. Это был период «перемирия» между двумя печально известными чеченскими кампаниями.
- Такое это было «перемирие», что лучше б его не было совсем! – досадует Алексей.
Орская часть МВД изначально в 1998-ом базировались на берегу бурной реки Терек, напротив терской казачьей станицы Шелковской. «Нашим» были даны указания с самого верха «не поддаваться на провокации». А боевики почти каждый день и устраивали эти самые провокации, стреляли в сторону уральцев и других частей МВД. А наши не могли зачастую ответить. Зато потом, в 2000-ом, всё было уже по-другому. С бандитами переговоров уже не вели и действовали с ними жёстко, но все вопросы старались решать мирно, через старейшин.
И всё-таки в 2000-ом там уже была как раз настоящая новая война. Это был самый разгар второй кампании, тоже сложной, но победной для России. Два человека погибли в Оренбургском отряде, было много раненых. Тогда Алексей и его земляки служили в разных районах самой Чечни. Отряд изначально находился в городе Гудермесе, а потом его часть перебазировалась в знаменитую станицу Комсомольскую.
- «Зачистки» мы проводили регулярно, - вспоминает Николаев. - С нами тесно сотрудничали представители ФСБ. Им информация поступала планомерно. Они всегда уже знали, что в таком-то доме должен находиться конкретный боевик. Там многим боевикам уже тогда надоело воевать, они уже не понимали, за что гибнут. И зачастую сдавались сами…
Алексей Александрович заслужил за свою доблестную и многолетнюю службу и особенно за кавказские командировки немало наград. Например, почётный знак «Отличник российской милиции», два циркониевых креста и медаль «За службу на Кавказе».
Дорожный патруль
Напомним, что в Анжеро-Судженск Алексей Александрович вернулся уже в 2008-ом. И стал служить здесь в ГИБДД инспектором ДПС. С напарниками он ведёт проверку безопасности дорожного движения. В «тандеме» водитель и он - старший экипажа. Работа не из лёгких, люди у нас, увы, ещё далеки от дисциплины и ответственности за рулём. Были и настоящие нападения на Николаева и других сотрудников ГИБДД…
Со своей нынешней, второй, женой Еленой Николаев создал семью в Анжеро-Судженске в 2009 году. Супруга - предприниматель, занимается своим делом. Главное, по словам Алексея, что его Елена умеет оказать настоящую моральную поддержку в трудной ситуации, зарядить оптимизмом, подарить надежду. И свою любовь.
Оба сына Алексея Александровича – родной Сергей от его первого «орского» брака и приёмный Станислав (сын Елены) – живут в Анжеро-Судженске и прекрасно ладят. Первый пошёл по стопам нашего героя: отслужил в армии, вернулся сержантом и уже пятый год работает в полиции. Значит, жизнь продолжается!
Г. Глинский
фото автора и из архива А. Николаева

все фотографии