сейчас:
29 Марта 2024
05:36
Легенды «металла» в Кузбассе

30.07.2019

Прочтений: 353 Просмотров: 4257

Легенды «металла» в Кузбассе

 
В субботу 27 июля в городе Кемерово состоялся грандиозный международный музыкальный шоу-фестиваль «Герои мирового рока».
На нём выступили четыре зарубежные звёздные «металлические» рок-группы во главе с «Accept» (ФРГ) и «Within Temptation» (Нидерланды), а в качестве публики присутствовали жители со всего Кузбасса и других регионов в количестве около 112 тысяч человек! Напомню, что у нас во всём Анжеро-Судженске население 70-80 тысяч. Такой масштабный рок-марафон – с 17.00 до пол-второго ночи - впервые проходил в Кузбассе, а может быть и во всей Сибири!
Его организаторами при поддержке администраций Кузбасса и Кемерова выступили угольный, химический и металлургический гигант ЗАО «Стройсервис» и арт-промоушен-компания  «National Concert Academy» (Санкт-Петербург). Фестивали «Герои мирового рока» уже проходили в обеих российских столицах и некоторых других мегаполисах РФ. В прошлом году подобное шоу с участием Кена Хенсли из легендарной английской хард-группы «Uriah Heep» состоялось в Новокузнецке в честь 400-летия города. Там собралось 60 тысяч зрителей.
А ныне в Кемерове огромная концертная сцена с такими же колоссальными экранами была специально сооружена, а зрительская площадка с другими супер-экранами и небольшими трибунами (их заняли люди с пригласительными билетами) была оборудована в районе Летнего вокзала. Это недалеко от ТРК «Лапландия» и СКК «Октябрьский». Вход на огороженную площадку, вмещающую около 50 тысяч человек, был открыт с 15.30, но позже и вне её было много публики. Ведущим программы был популярный остряк-шоумен, автогонщик и поп-рок-музыкант питерского «Секрета» Николай Фоменко. Паузы заполняли российские артисты: дэнс-группа, цирковые иллюзионисты братья Сафроновы и известное женское симфо-кавер-трио «Silenzium» - виолончель и две скрипки.
Все четыре знаменитых рок-коллектива сего феста представляют северо-западную «нордическую» германо-скандинавскую Европу, но, не являясь англосаксами, поют и называются по-английски. У двух этих групп нынешние вокалисты – американцы, для коих «инглиш» - родной язык.
Ещё можно заметить, что «Accept» со товарищи опровергают давно устаревший стереотип, что рок, включая хэви-метал, - чисто молодёжный и даже подростковый жанр. Ведь сии команды созданы ещё в 70-ых, 80-ых и 90-ых годах. Их участникам теперь за 40, за 50 и даже за 60 лет. И многим их поклонникам из публики ныне уже столько же. Но и молодёжи на фесте было много. А некоторые пришли с детьми, иногда с малышами, хотя логично определять такой «громовой марафон» индексом 6+ или 12+.
Возвращаясь к самой музыке, скажем, что такие стадионные, в определённом смысле, коммерческие, коллективы, в отличие от порой просто патологических в своей тотальной чернухе «подпольных» экстрим-металлистов, в общем-то, весьма умеренны и благородны. Хотя и об их чёрном юморе и мрачной образности, о содержании текстов тоже иногда можно спорить.
Первой по программе кемеровского шоу была звёздная зарубежная рок-группа из Швеции «Hammer Fall» (видимо, «Удар молота»). Эта команда, созданная в начале 90-ых, играет классический хэви метал, иногда с элементами близких ему металлических стилей – пауэр, эпик и батл. И считается одной из основательниц двух последних направлений.
Тематика песен «молотобойцев» – героика и романтика средневековых рыцарей, например, крестоносцев  и тамплиеров, честь, храбрость, и борьба за справедливость. «Хаммер Фолл» сочетает весьма яркий чистый вокал, мелодику и скорость электрогитарной музыки, а их саунд (общий тембр звучания) сравнительно лёгкий. Но лично мне мелодизм этих шведов кажется несколько однообразным и недостаточно хитовым. И пению Йоакима Канса всё-таки не хватает чего-то необычного, узнаваемого.
У датской группы «Royal Hunt» («Королевская Охота»), схожая музыкально-вокальная манера, а по тематике они любят фэнтези, драконов и т.п. Но для «RH» гораздо большее значение имеют клавишные, они делают звучание более насыщенным - с симфоническим и иногда почти джазовым колоритом. Это называется прогрессивным металлом, хотя обычный хэви и пауэр здесь тоже есть. На «трёхэтажных» клавишных играет лидер команды – Андре(й) Андерсен, который наполовину - по матери – человек русского происхождения, выросший в Москве. Харизматичный вокалист Ди Си Купер тоже интересен, его голос пожёстче, чем у шведа. У датчан, пожалуй, больше цепляющих хитов, в том числе красивые баллады, но… и «охотники» могут кого-то достаточно быстро утомить. За полтора часа – точно.
А вот симфо-металлические голландцы из группы «Within Temptation» (что-то типа «В окружении  Соблазна») воистину восхитительны! Особенный восторг вызывает очаровательная вокалистка Шарон ден Адель! Вот где разнообразие и неординарность, экспрессия и задумчивость, патетика и нежность, торжество и грусть, хитовость, эпичность и экстатика. Индивидуальный почерк голландцев – сумма многих слагаемых. Влияние классики тут очевидно, клавиши тоже сочные… Но так как группа прославилась уже на самом рубеже веков, и начинала именно как готическая, то впитала приёмы пост-панковой и иной экспериментальной инди-альтернативы и более тяжёлого гитарного дум-металла.
Вокал Шарон – меццо-сопрано широкого диапазона, и не холодный, как зачастую в опере, а живой и эмоциональный, он в чём-то уникален. Но чувствуется, что ден Адель верна традициям североевропейского фолка и фолк-рока, готик-волны и этно-нью-эйджа. А у многих рок-див из лучших групп и соло-проектов этих направлений иногда есть и восточные мотивы… Многим зрителям этого феста больше всех понравился именно ансамбль «Уизин Темптэйшен».
Но завершали марафон хэдлайнеры (гвоздь программы) – классики мирового хэви-метал и родоначальники тевтонского рока и спид-металла (от англ. «speed» – «скорость») из немецкой группы «Accept». Мнения публики разделились: верно ли поступили эти артисты, решив выступать вместе с испанской скрипачкой и новосибирским симфоническим оркестром? А ещё часть их отделения составили инструментальные кавер-версии знаменитых симфо-классических  произведений – Баха, Моцарта, Бетховена, Сен-Санса, Чайковского и иных. Несколько других треков звучали без вокала, причём с самого начала это длилось целых полчаса. Не все зрители, включая фанатов «Эксепта», приняли и одобрили такие «навороты»: они ждали привычной им стилистики любимой группы. Притом, что странное название сих грозных германцев – от английского глагола «to accept» - «принимать» или «одобрять».
Но в любом случае «тевтонцы» под началом Вольфа Хоффмана показали класс! Вокалист-американец Марк Торнильо пришёл в группу после её возрождения в 2009 году. Он зажигает в задорной хриплой манере с переходом в дерзкий полуфальцет в духе коллег из других групп-классиков хард-н-хэви  - «AC/DC» и «Nazareth». Иногда пение Марка, тяжёлый гитарный «кач» или скоростные электрические «вихри», виртуозные соло и здесь вполне удачно сочетались и с оркестром, и со скрипкой. Прозвучали и многие легендарные хиты  - в том числе тот (1982), где вначале играет немецкий фолк-эстрадный ретро-шлягер со сладким женским вокалом, который «взрывается» беспощадной шокотерапией «Accept».
И на таком празднике мы увидели, сколь многим людям нужен музыкальный катарсис и выплеск адреналина, контрасты восторга и трагизма, что-то особенное, а не обычное! Будем верить, что подобные фестивали, объединяющие граждан разных наций и поколений, в большей  степени дарят публике именно это.
Автор благодарит за возможность посетить фестиваль председателя профкома шахты «Анжерская-Южная» Владимира Тиссена и организатора коллективной поездки - сотрудника шахты Сергея Вахрамеева.
Г. Глинский («РИО»),
фото автора


все фотографии