сейчас:
19 Апреля 2024
07:32
В Анжеро-Судженске показали балет «Лебединое озеро»

28.10.2019

Прочтений: 280 Просмотров: 3121

В Анжеро-Судженске показали балет «Лебединое озеро»

 
В субботу 26 октября на главной анжерской сцене – в ДК «Центральный» - проходило волшебное и весьма редкое для нашего города представление. Это было легендарное «Лебединое озеро» - всемирно известный шедевр классического русского балета на музыку гения XIX века Петра Чайковского.
Видимо, впервые в истории Анжеро-Судженска его жители увидели настоящий классический балет в своём родном городе, на сцене того же ЦДК, восемь лет назад, в 2011 году. Тогда тот же самый грандиозный и грациозный спектакль «Лебединое озеро», и тоже в октябре, нам подарила труппа знаменитого Мариинского театра Санкт-Петербурга. По другим сведениям, это была российско-украинская антреприза с участием артистов «Мариинки».
А год назад другой великий «чайковский» балет - «Щелкунчик» - нам представили артисты «Классического русского балета» из Москвы, созданного в 2004-ом. Им руководит известный танцор-хореограф Хасан Усманов. А в главных и иных ролях в этой труппе, по официальной информации, выступают выпускники лучших балетных академий РФ, включая представителей двух наиболее прославленных оперно-балетных театров России – Большого (Москва) и упомянутого Мариинского (бывшего Кировского). И вот коллектив Усманова вновь приехал к нам, теперь - со своим «Лебединым озером».
Этот знаменитый балет был создан Чайковским, имевшим, кстати, по матери немецко-французские корни, на либретто забытого сегодня драматурга Владимира Бегичева, который, как и Мариус Петипа в «Щелкунчике», использовал германские сказочно-мифологические мотивы. Но если «Щелкунчик» был признан и стал популярен сразу, то успех к «лебединому» балету пришёл только после смерти Петра Ильича и переработки «Озера» коллективом авторов под руководством того же Петипа, французского хореографа-постановщика и родоначальника всего русского классического балета.
А классический балет – искусство достаточно элитарное, высокое, рассчитанное на любителей и знатоков, эстетов. Автор этих строк, в чём-то весьма продвинутый гуманитарно человек, именно по отношению к высокому балету, честно говоря, таковым до сих пор не являлся. Уже хотя бы потому, что, имея опыт обучения в ДМШ №19, немало лет прожив в Томске и бывая в столицах, просто-напросто до 2011 года, увы, никогда не видел настоящий балет «живьём».
Да, именно непосредственно в зале такое необычное зрелище, виртуозное мастерство танцоров и сама величественная музыка, фрагменты которой мы нередко знаем с детства, способны произвести на зрителя-слушателя неизгладимое впечатление! Во всяком случае, если этот человек, хоть в какой-то степени, эстетически и интеллектуально к этому представлению подготовлен, свободен от неких стереотипов и предрассудков.
Восемь лет назад меня классическое «Лебединое озеро» реально «зацепило», а в этот раз (на «Щелкунчике» я не был) уже по-настоящему увлекло и заворожило, вызвав совершенно искренний восторг! Возможно, у труппы Усманова уровень всё-таки повыше, а может быть, сыграло роль и то, что ваш корреспондент ныне сидел гораздо ближе к сцене.
И хотя анжерская сцена маловата для балетных спектаклей по сравнению с масштабными подмостками специальных театров и иных площадок в мегаполисах, антрепризные версии классических представлений вполне подходят и для таких ДК, как наш «Центральный». Поэтому и яркие сменные декорации, и шикарные старинные костюмы, и собственно балетное облачение воспринимаются с восхищением, а само драматическое действо, высококлассная и изящная хореография - тем более!
«Лебединое озеро», помимо прочего, интересно тем, что, согласно сюжету, перед нашими глазами проходят сцены, в которых артисты изображают людей разных стран и этносов – немцев, испанцев, итальянцев, венгров, поляков, русских. Соответственно, меняется окраска музыки, стилистика танцев и костюмов. Что же говорить о легендарных и грациозных лебединых образах!
Великолепны в своих выступлениях исполнители главных партий – Елизавета Таранда (у неё сразу две роли), Дмитрий Смирнов и Владимир Тристан! И в сольных выходах, и особенно в дуэтах или трио. Роли второго плана, на мой взгляд, тоже вполне убедительны. И, конечно, все эти партии прекрасно сочетаются с общими  групповыми и ансамблевыми композициями!
Более глубокие знатоки, возможно, будут судить гораздо строже и критичнее, им есть с чем сравнить. Но мне, как и, надеюсь, большинству анжерских зрителей, действительно понравилось практически всё, разумеется, в сочетании с грандиозной и весьма контрастной музыкой Чайковского – патетической и нежной, грозной и торжественной, тревожной и ликующей. Воистину, вечно живой!
Г. Глинский
фото автора

все фотографии