сейчас:
27 Апреля 2024
08:43
По следам преступлений

01.03.2012

Прочтений: 1313 Просмотров: 11873

По следам преступлений

Известный «киношный» персонаж Шерлок Холмс говорил, что деталям следует уделять особое внимание. О человеке он мог многое рассказать, лишь взглянув на него, благодаря умению подмечать те самые детали. А вот эксперты-криминалисты из межмуниципального отдела МВД «Анжеро-Судженский» могут многое рассказать о преступнике, даже не видя его. Первого марта они отмечают свой профессиональный праздник.
Экспертно-криминалистический отдел в МО МВД «Анжеро-Судженский» небольшой, трудится здесь всего девять человек. Восемь из них работают в Анжеро-Судженске, и один - в Яе. Возглавляет отдел подполковник полиции Константин Викторович Михайленко.
- Мы обслуживаем Анжеро-Судженск, Тайгу, Яйский и Ижморский районы, – рассказывает Константин Викторович. - Наши специалисты имеют допуски ко всем традиционным видам экспертизы. Это дактилоскопическая экспертиза, экспертиза холодного оружия, трасологическая, почерковедческая, портретная. Кроме этого, у нас есть специалисты, которые занимаются специальными исследованиями. В нашей лаборатории, расположенной на первом этаже, работает химик, который исследует наркотические, психотропные и ядовитые вещества. Также у нас есть специалист, занимающийся расследованием обстоятельств дорожных происшествий, это я. Еще один специалист занимается экономическими экспертизами. Узких специалистов практически нет - для нас это непозволительная роскошь. Потому тот же химик занимается и дактилоскопией, и трассологией.
В обязанности криминалистов-экспертов входит экспертно-криминалистическое сопровождение расследования и раскрытия преступления. Из тех самых восьми человек в отделе трое ходят в дежурство по графику. Они дежурят в составе следственно-оперативной группы, выезжают на место происшествия и как специалисты участвуют в его осмотре - фотографируют место происшествия, изымают вещественные доказательства. А этим может оказаться всё что угодно: следы пальцев рук, следы обуви, орудия взлома, наркотики и многое-многое другое. Собранные вещественные доказательства приобщаются к материалам уголовного дела, а потом эти же сотрудники проводят их экспертизу. Иногда вещдоки отправляют на экспертизу в Кемерово, например, в ДНК-лабораторию. Но, конечно же, не на все преступления выезжают криминалисты-эксперты.
- Они выезжают на происшествия и преступления, совершенные квалифицированным способом – рассказывает Константин Викторович. - То есть на вызов по поводу кражи сотового телефона из кармана криминалист не поедет, а вот по поводу кражи со взломом, конечно, поедет, поскольку во время таких преступлений злоумышленник обычно оставляет много «следов».
Взяли след
Нет преступлений, которые не оставляют каких-либо следов, – рассказали нам эксперты. Следы пребывания человека в любом помещении и при любых обстоятельствах остаются. Только вот в зависимости от того, насколько преступник профессионален, следы меняются.
- Допустим, человек на месте преступления был в перчатках, и следы пальцев рук мы уже не найдем, но опять же следы перчаток могут остаться, - приводит пример Константин Викторович. - Бывают еще такие улики, как потожировые или запаховые следы. Но беда нашего времени в том, что люди насмотрелись по телевизору различных сериалов, таких, как «ФЭС», «Мухтар». Однако то, что показывают по телевизору, с реальностью зачастую не совпадает.
На наш вопрос, почему же не все преступления раскрываются, притом, что все злоумышленники оставляют следы, Константин Викторович отвечает так:
- Для того чтобы установить личность преступника, нужен материал для сравнительного исследования. То есть если мы нашли один след, нам нужно иметь другие следы, с которыми можно сравнить. У нас есть современная система «Папилон», где хранится база дактокарт (отпечатки пальцев). И изъятые отпечатки пальцев рук мы можем сравнить только с теми, которые хранятся у нас в базе. А есть люди, которые ни разу не попадали в поле зрения полиции, соответственно, у них отпечатки пальцев не брали. Однако дактилоскопия во многом помогает не только в поимке преступника, но и в опознании пропавших и умерших. В прошлом году по отпечаткам пальцев было идентифицировано 26 трупов. А люди зачастую боятся предоставлять свои отпечатки пальцев, думая, что раз они появятся в базе, значит они преступники.
Сравнительный анализ
Сам Константин Викторович работает в милиции уже 20 лет, причем с самого начала и по сей день - в криминалистике:
- Когда я пришёл, здесь работало всего четыре человека. Наш отдел располагался тогда в старом здании. Компьютерной техники тогда вообще не было, а справки и экспертизы мы печатали на печатной машинке. Причём она была всего одна, потому печатали по очереди. Тогда мы проводили только дактилоскопическую экспертизу, экспертизу холодного оружия и трасологическую. Со временем, конечно же, люди проходили обучение, получали допуски к другим видам экспертиз. Сейчас нам большую помощь в материально-техническом снабжении оказывают начальник полиции Андрей Борисович Устинов и администрация города.
В криминалистике действует система допусков, когда для проведения отдельного нового вида экспертизы человек проходит обучение и сдает квалификационный экзамен. У одного сотрудника может быть несколько допусков к различным видам экспертиз.
«Волшебный» чемоданчик
От обычного полицейского криминалиста-эксперта отличает то, что он, образно выражаясь, не бегает за преступником, его работа больше интеллектуальная. На вооружении криминалиста-эксперта… унифицированный чемодан. В нём находится целый набор инструментов. Это и пластилин для снятия слепка орудия взлома, и перчатки, карандаши, ножницы, штангенциркуль и обычный скотч. Для того чтобы снять отпечаток, оставленный преступником, в чемоданчике эксперта имеются специальные порошки. На разные случаи жизни – разных видов, разных цветов, магнитные и немагнитные. Даже кисточка бывает магнитная. В зависимости от обрабатываемой поверхности подбирается и порошок.
Прогресс не стоит на месте, и новые технологии и оборудование появляются не только у полицейских. Преступники также стали пользоваться более изощрёнными средствами и способами. Так, на ноги, дабы не оставить следы обуви, злоумышленники надевают медицинские бахилы. А следы пальцев рук на месте преступления, по утверждениям криминалистов, сейчас оставляют только либо новички, либо пьяные. «Серийники» умело скрывают свои следы. К слову, качество поддельных денег в наши дни зачастую бывает очень хорошим, преступники уже научились подделывать с достаточно хорошим качеством средства защиты купюр, которые изготавливаются на заводе. Однако есть масса способов, позволяющих установить личность преступника.
С разных сторон
Своеобразную экскурсию по рабочим местам экспертов-криминалистов устроил нам Константин Викторович. В общем кабинете находится несколько рабочих мест. Во время нашего визита здесь одновременно проводили несколько исследований. Так, один из экспертов снимал отпечатки обуви у мужчины. За первым рабочим столом проводила дактилоскопические экспертизы Ирина Романенкова. У неё на вооружении находится специальное оборудование - система «Папилон».
- Отпечатки пальцев снимают на бумагу, – поведала нам Ирина. - Потом через специальный сканер данные оттиски вносятся в базу. Таким образом она и формируется. Если же на месте преступления находят следы отпечатков рук, то с помощью компьютерной программы можно определить несколько человек, которым могут принадлежать эти отпечатки. Дальше же я самостоятельно сравниваю полученные результаты и либо нахожу совпадения, либо нет.
За следующим столом, исследуя денежные купюры, работает Василий Дмитриевич Морозов. В органах он служит уже 10 лет. Поначалу, как и все, занимался только дактилоскопическими исследованиями, сейчас же Василий делает еще трасологические и почерковедческие экспертизы, занимается исследованием документов, а также выезжает с группой на вызов в качестве специалиста. Демонстрируя нам поддельную 500-рублевую купюру, Василий поясняет:
- Сразу видно, что купюра поддельная. Вы, может, и не сразу определите, а мне как специалисту это видно. Бывали купюры, технология изготовления которых намного лучше этой. У меня был такой случай: к нам принесли купюру, которую тоже считали поддельной. А при исследовании оказалось, что она настоящая, просто её постирали с вещами. Еще к нам приносили деньги на исследование, когда вышел новый вариант тысячной купюры. Иностранную валюту нам приносят очень редко, а вот российские деньги доставляют достаточно часто, за год порядка пятидесяти раз.
Проводят криминалисты-эксперты и экспертизу холодного оружия. Отличие холодного оружия от предметов хозяйственно-бытового назначения состоит в комплексе различных параметров, таких, как удобство держания в руке, надежность конструкции, характеристики клинка (сталь, толщина) и многое другое. Только при наличии всех этих параметров в совокупности оружие может считаться холодным. И, как нам пояснили, топор не является холодным оружием. Занимается баллистическими экспертизами в отделе Александр Владимирович Ян.
Обо всём увиденном и услышанном трудно рассказать, ограничиваясь всего одной газетной статьей. Каждый сотрудник – профессионал своего дела. О работе криминалистов очень хорошо говорят факты. Один из них нам поведали они сами. В конце прошлого года в городе в одном из магазинов молодой человек, отвлекши внимание продавца, схватил товар с прилавка и убежал. На место происшествия выезжал криминалист-эксперт и изъял следы отпечатков пальцев рук. Сотрудники проверили их по базе, но совпадений не обнаружили. Тогда эксперты направили отпечатки в Кемерово, выяснилось, что преступник родом из областного центра и подобные преступления он совершает по всей области. Через несколько дней в Тайге произошел подобный случай, и лишь дактилоскопическая экспертиза помогла обнаружить, что преступление совершил один и тот же человек.
Е. Асташова ("РИО")
фото Н. Рисановой

все фотографии