сейчас:
29 Марта 2024
22:53
В Анжеро-Судженске новосибирский театр «Заводной апельсин» показал пьесу Птушкиной

08.01.2019

Прочтений: 344 Просмотров: 5451

В Анжеро-Судженске новосибирский театр «Заводной апельсин» показал пьесу Птушкиной

 
К нам в Анжеро-Судженск в субботу 5 января снова – уже в третий раз за последние три месяца – приехал с комедийным спектаклем новосибирский театр «Заводной апельсин».
Для тех, кто не читал рецензию на ноябрьский спектакль новосибирцев (см. «РИО» от 6.12.18), вначале повторюсь. К беспощадной шоковой стилистике культового английского романа «Заводной апельсин» (1962) и его одноимённой американской киноэкранизации вполне умеренный и обычный новосибирский театр отношения не имеет.
В каникулярный предрождественский вечер 5 января нашим зрителям-театралам на сцене ДК «Центральный» был представлен спектакль «Приглашаю Вас на Канары, или С Новым годом!». Он является постановкой весьма популярной, в том числе и в дальнем зарубежье, «новогодней» пьесы всемирно известного, плодовитого и очень востребованного у нас ещё со времён СССР русского драматурга Надежды Птушкиной (Ленинград-Москва).
Речь идёт о лирической комедии или комедийной мелодраме Надежды Михайловны, в авторском оригинале носящей мрачноватое название «Пока она умирала» (1995). Эта пьеса является одной из рекордных для Птушкиной по числу её постановок и версий. А в 2000 году именно по этому произведению поставил свой единственный режиссёрский фильм «Приходи на меня посмотреть» звёздный актёр Олег Янковский, который сам же там и сыграл вместе с другими знаменитостями – своими партнёршами ещё по «Обыкновенному чуду» Ириной Купченко и Екатериной Васильевой. Ещё там играла молодая тогда Наталья Щукина («Дорогая Елена Сергеевна»).
Пьеса Птушкиной продолжает традицию добрых и светлых рождественских, святочных и новогодних рассказов и таких же драматургических и экранных произведений. В них именно под Рождество и (или) под Новый год происходит некое радостное чудо, уже потерявший надежду человек обретает её, вдруг сбываются его мечты. Отчаявшийся волей Случая неожиданно получает от Бога или просто от Судьбы некий дар, всё резко меняется в лучшую сторону. Об этом же легендарный фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы…».
В пьесе Птушкиной, в «янковском» фильме и в «апельсиновой» версии фабула напоминает сюжет «Иронии…». В небольшой благоустроенной типовой квартире живут две интеллигентные, гуманитарно образованные женщины – мать и дочь. Скоро Новый год, но обеим грустно. Дочери-библиотекарю Татьяне уже в районе пятидесяти, она одинокая «старая дева», а мать Софья Ивановна прикована к инвалидному креслу. Мама считает, что скоро умрёт, и очень переживает, что дочь живёт без семьи и «со дня на день» останется совсем одна на белом свете.
Но тут вдруг, случайно перепутав адрес, к ним приходит тоже уже немолодой, но привлекательный, обаятельный и, как потом оказалось, ещё и состоятельный мужчина-холостяк по имени Игорь. Сначала дочь представляет его как своего давнего возлюбленного ещё времён молодости и нынешнего «вернувшегося» жениха, чтобы порадовать мать. А потом Татьяна с той же целью устраивает мистификацию, подговорив и «подкупив» молодую и простую, но добрую продавщицу из ближнего овощного магазина изобразить свою «общую с Игорем» дочь, внучку Софьи Ивановны. В итоге Татьяна и Игорь влюбляются друг в друга по-настоящему, он ей делает предложение. Неприкаянная «внучка» тоже рада и дальше играть свою роль и обрести «приёмных родителей». От радости и мать-старушка… встаёт с инвалидного кресла и начинает с трудом, но ходить! Короче, интеллигенция, бизнес (или политэлита?) и народ… чудесно воссоединяются!
Фильм Янковского достаточно тихий и сравнительно спокойный, «акварельный», камерный, где всё происходит в домашних сумерках и при свечах. Это совершенно интеллигентное и интеллигентское кино, именно в смысле такой сдержанности. Картина «Приходи…» более похожа на телеспектакль, всё действие происходит в одной квартире, только раз героиня Купченко выходит на улицу в снегопад. И это, в первую очередь, грустная, но светлая мелодрама с хорошим, радостным финалом. Хотя в ней, конечно, есть юмор и элементы комедии.
А новосибирская сценическая версия – это, в первую очередь, полноценная, яркая, весёлая, безусловно, более демократичная, достаточно экспрессивная комедия. Но и она, конечно, включает в себя элементы лирической, мудрой и по-светлому грустной мелодрамы. Игоря в ней играет сам худрук и постановщик «Заводного апельсина» Николай Тимофеев. У него не аристократический имидж Янковского, Тимофеев здесь более народный типаж, напоминающий Лопахина из чеховского «Вишнёвого сада».
Ольга Павлова в роли Татьяны в течение спектакля не преображается так радикально, как Купченко, но играет в своей особой обаятельной манере. Не менее высококлассно ведёт свою роль и Ольга Теплова в роли Софьи Ивановны, которая здесь тоже острее и эмоциональнее Васильевой, но никакой вульгарности в ней нет. А у Ксении Елисеевой эта «простецкая», подлинная и заводная вульгарность как раз есть, она ей и необходима по роли «внучки». В общем, все новосибирцы, по моему личному мнению, играют здесь очень достоверно и увлекательно. И хорошо, что под Рождество они дарят многим зрителям добрые чувства и надежду на счастливый случай.
Г. Глинский
фото автора

 

 

все фотографии