сейчас:
14 Июня 2021
01:18
Высокая музыка ушедших эпох

20.02.2021

Прочтений: 57 Просмотров: 537

Высокая музыка ушедших эпох

 
19 февраля на сцене ДК «Судженский» выступил камерный ансамбль старинной классической европейской музыки «Контрапунктус» («Contrapunctus») с программой «Жемчужины придворной музыки Санкт-Петербурга».
Концерт в Анжеро-Судженске, как и весь гастрольный тур по Западной Сибири, и в первую очередь – по Кузбассу, этого необычного и высококлассного питерского ансамбля состоялся в рамках арт-проекта «Музыка в храме», руководителем которого является настоятель Кемеровского католического храма отец Павел (Павел Войцех Юрковски). Этот проект он изначально создал в Орске и Оренбурге ещё в 2006 году, а в Кемерове «Музыка в храме», как организатор (промоутер) таких выступлений и гастролей, действует с 2017 года, сотрудничая с министерством культуры Кузбасса и Областной филармонией имени Б. Штоколова.
«Contrapunctus», созданный в 2013 году, состоит из шести человек, но в зависимости от конкретной программы его состав имеет разные вариации. К нам приехало трио. Это Владимир Коденко (барочная виолончель – от слова «барокко»), Вера Чудинова (спинет – мини-клавесин) и Алексей Тонких (барочная пятихорная гитара, семиструнная гитара).
Все участники «Контрапунктуса» - талантливые исполнители с консерваторским и другим высшим музыкальным образованием, выступавшие на самых разных концертах и фестивалях в России и за рубежом. А сам термин «контрапункт» означает одновременное звучание в ансамбле разных инструментов или голосов, ведущих каждый свою партию, то есть многозвучие, полифонию.
Как гласит резюме этого коллектива в группе соцсетей, «ансамбль «Contrapunctus» – это попытка увидеть современность глазами человека классической эпохи, желание по-новому осмыслить наследие прошлого и найти его следы в настоящем…» Наверное, можно говорить о стремлении к точной музыкально-исторической «реконструкции и реставрации», хотя артисты выступают в обычной современной одежде.
В программе, которую петербургские музыканты представили и исполняли на анжерском (точнее, судженском) концерте, звучали произведения определённых направлений и эпох в искусстве европейской традиции, музыкальные корни которой, как правило, – в религиозной христианской музыке. Речь идёт о сочинениях композиторов из Италии, Франции, Германии, Испании и России позднего Возрождения (XVI век), следующей за ним эпохи барокко (XVII-XVIII века) и о таких композициях, в которых сочетаются элементы раннего классицизма и романтизма (конец XVIII века, первая половина XIX века).
Если вспомнить, что программа называется «Жемчужины придворной музыки Санкт-Петербурга», то стоит заметить, что большинство сочинений, которые публика услышала 19 февраля в ДК «Судженский», звучали в те далёкие времена именно при Российском императорском дворе. Более того, часть зарубежных композиторов, чью музыку играли у нас мастера «Контрапунктуса», в разные периоды и иногда по многу лет жили в России и служили придворными музыкантами, дирижёрами и композиторами.
Таковыми были итальянцы Карло Канобио и Винченцо Манфредини, француз Пьер Роде, немец Бернхард Ромберг. Первые двое служили при царском дворе во времена Екатерины II. При этом считается, что именно Канобио первым в истории привёз в Россию гитару, а Манфредини, кроме прочего, обучал игре на клавесине наследника престола, будущего императора Павла I.
Петербургское трио исполнило также композиции более знаменитых Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди, а также Диего Ортиса (Испания-Италия), Франсуа Ле Кока (Франция). И нашего российского соотечественника чешского происхождения, выходца из Польши и Литвы Андрея Сихры – одного из родоначальников русской семиструнной гитары.
Отдельные произведения виртуозы «Контрапунктуса» исполняли соло, а основная лидирующая партия в трио обычно принадлежала виолончели. Многие прозвучавшие опусы были достаточно спокойными и медленными, но возвышенными, светлыми и романтичными. Под такие иногда в те давние времена, наверное, танцевали, например, менуэт. Были и быстрые динамичные произведения, а некоторые исполнялись в разных темпах и были многочастными.  
Все музыканты ансамбля подробно и увлекательно рассказывали о своих инструментах, о композиторах и исполняемых сочинениях. Владимир Коденко играл разными смычками, объясняя их различия, а Алексей Тонких сначала играл на миниатюрной барочной гитаре с пятью сдвоенными струнами, а затем - на семиструнке. Закончилось представление фактически мастер-классами: любой желающий, слушая советы мастеров, мог поиграть на всех инструментах «Контрапунктуса»!
Г. Глинский
фото автора

все фотографии